Левитан

Tihaya_obitel.jpg
В минувшие выходные слушал лекцию о художнике Исааке Ильиче Левитане в саратовском музее им. Радищева. Ходили сборной группой и это уже второй наш культ-поход, после "Валентина Серова". Такие лекции, для нас - не только хорошая возможность восполнить пробелы, но и повод для последующих обсуждений услышанного. А еще я обратил внимание, что вместе с другими людьми гораздо интереснее изучать материал, чем одному за компьютером. Особенно, если слушатели внимательны и ловят каждое слово выступающего. Думаю, что и лектору так намного приятнее. Лекция была не очень большая - на час-полтора, но что-то мы все же узнали.

Нужно уточнить, что в СССР природа во многом воспринималась через картины Левитана, поэтому старшим он будет хорошо знаком по учебникам. В моей школьной памяти Левитан совсем не сохранился, а как обстоят дела у нынешних ребят мне неизвестно.


Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900) прожил короткую, но насыщенную жизнь. Он вырос в нищей семье и многого достиг своим трудолюбием, в том числе и некоторого достатка. Но, главное, он вывел пейзажную живопись на новую высоту, создав технику "пейзажа настроения". Однажды я прочел, что картины Дали высасывают энергию у зрителя. Так вот, пейзажи Левитана передают и пробуждают эмоции.



Вечер на Волге


Как и всякий живой человек, Левитан соединял творчество с собственными переживаниями. Так картина "У омута" написана под впечатлением от истории об утопленнице: барин послал парня в рекруты и его возлюбенная утопилась.


У омута


Левитан, поступив в московское училище живописи, ваяния и зодчества, попадает в ученики сначала к Перову, а затем к Саврасову. Его одноклассник - Константин Коровин. Тот самый, которого мы знаем неразлучным другом Валентина Серова. К 30 годам художник приобретает уважение. В 1890 году заканчивает работу над одной из самых известных своих картин -  "Тихой обителью". К этому моменту Левитан входит в "Товарищество передвижных выставок" ("передвижники"). О себе он говорит, что во всем старается видеть Бога.

Тихая обитель


В 1891 году по указу Александра 3 из Москвы надлежало выслать до 30 000 евреев. В 1892 году Левитана высылают из Москвы - как "некрещенного еврея". Честно говоря, такие новости были для меня неожиданными. Православный царь и раз - депортирует 30 000 человек только потому, что они отличной веры и национальности. Сразу вспомнил рассказ Серова о встрече с Александром 3, дескать встретился с человеком закрытым, очень подозрительным к людям ( "беседа же с царем ... запомнилась навсегда выражением недоверия, страха, холода и враждебности, которое приняло лицо императора при виде незнакомого человека",- ист.).


В. Серов "Портрет императора Александра III с рапортом в руках"


Левитан, как и многие художники, ездит по Европе, но сильно тоскует по России. Его зарубежные картины считаются менее удачными. В России он отправляется в путешествие по Волге и пишет целый ряд великих произведений. На меня самое сильно впечатление произвела картина "Вечерний звон" (1892г). Как пояснил лектор, подтекст в ней такой: "готов ли ты отказаться от мирской жизни и переплыть эту реку". Если смотреть картину в большом разрешении, то можно заметить одинокого монаха в лодке у берега.


Вечерний звон


Исаак Левитан был хорошо знаком с Валентином Серовым (в том числе через общего друга - Константина Коровина). Их близость ощущается и на ценностном уровне. Известно, что Серов очень болезненно переживал трагическую войну Николая 2 со своим народом (за что последний государь получил прозвище "кровавый"). Свое понимание страдающих людей Левитан передал через пейзаж "Владимирка", нарисовав владимирский тракт, по которому пешим ходом на каторгу отправлялись заключенные в кандалах. Далеко у горизонта видна церковь - символ надежды.


Владимирка


Одним из близких друзей художника был Антон Павлович Чехов. Настолько близкий, что в трех рассказах Чехова - "Попрыгунья", "Дом с мезонином" и "Чайка" - описаны сюжеты из жизни Исаака Ильича. За рассказ "Попрыгунья" - любовной истории Левитана и Софьи Кувшинниковой - Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль.

Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой - "Попрыгуньи"


Под конец жизни умирающий Левитан начинает писать картины, передающие жизнеутверждающее настроение. Если посмотреть на одну из таких - "Летний вечер", то кажется, что художник прощается и показывает как прекрасен мир, который он покидает.


Летний вечер


Особую благодарность выражаю Владимиру Александровичу Петрову, чьи статьи в газете "Суть Времени" толкнули меня и моих товарищей обратить внимание на творчество Исаака Левитана и Валентина Серова.


Дополнительные материалы:

Исаак Левитан. Биография. Жизнь и творчество. [Владимир Петров]
Левитан и мы. Современные интерпретации творчества художника [Владимир Петров]



Присоединяйтесь к группе "Культ-поход Саратов"!

Posts from This Journal by “музей Радищева” Tag

  • И снова подарили книгу

    Книжные подарки, в моем случае, становятся доброй традицией. Не так давно мне дарили две книги и вот подарили третью. Причем повод оказался…

  • Культ-поход в Саратове: Суриков или Петров-Водкин?

    Тем временем, готовится очередной культурный поход на лекцию про одного из великих художников. В предыдущие разы мы ходили на лекцию про русский…

  • Культ-поход - "Исаак Левитан"

    Cегодня в саратовском музее им. Радищева пройдет лекция "Исаак Левитан". Специально ради нее организована группа желающих. Договорились…

promo step_bg february 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
Богата земля Русская великими, чистыми и светлыми людьми

Edited at 2016-03-22 05:08 pm (UTC)
"Честно говоря, такие новости были для меня неожиданными. Православный царь и раз - депортирует 30 000 человек только потому, что они отличной веры и национальности"

Что именно для Вас было неожиданным? Вы не знали о Черте оседлости и о прочих мерзких ограничениях для "жидов" и "инородцев" в "России, которую мы потеряли"?
Неожиданно было то, что все это безобразие сохранялось вплоть до начала 20 века.
Увы, да. А ведь были еще и страшные погромы, вроде Кишиневского, например...
Это и давало основание революционерам говорить о царской России как о "тюрьме народов".... Формулировка, конечно, чересчур утрированная и чернушная, но все же была в ней некоторая правда, вот как та, что так удивила Вас. Кстати, после этих вот высылок, черты оседлости, неоднократных погромов, молчаливо одобряемых властями было бы странно удивляться тому, что процент еврейской молодежи среди революционеров вообще, а большевиков особенно, был гораздо выше, чем доля этого малого народа в России в целом...

PS
За пост спасибо, очень душевно и хорошо.
Узнал новое для себя: про то, что Левитан послужил прототипом для известнейших рассказов Чехова.




Edited at 2016-03-22 08:19 pm (UTC)
у меня тоже такая мысль сразу мелькнула (про процент имею ввиду). В "Броненосце Потемкине" Эйзенштейн не забыл показать как "белые солдаты" расстреливают горожан-одесситов (евреев преимущественно). Недавно как-раз смотрел фильм, под большим впечатлением остался.


Спасибо вам на добром слове)
Я не пытался переплюнуть культурологов, просто хотел поделиться тем, что меня сильнее всего тронуло. Но прямо скажу, меня очень задел цикл статей Владимира Петрова о десоветизации живописи Серова. Настолько, что мы с товарищами специально попросили музей прочесть нам лекцию про Серова, потом разбирали вместе статьи (около 4 часов). Левитан был следующим по списку.
Спасибо, статьи Петрова прочитаю обязательно по вашим ссылкам.
Интересно, есть ли подобные лекции в Москве? Музеи есть, конечно, но вот насчет лекций надо будет узнавать.

Фильм Эйзенштейна смотрел не раз, но как-то не доходило, что расстрел одесситов на Потемкинской лестнице - это расстрел на 80% евреев... Хотя, да, некоторые лица не оставляют сомнений в их национальности... Интересный взгляд на знакомый фильм!
Да, от отсюда, из черты оседлости, из местечек и вышли потом те тысячи чекистов, комиссаров, командиров РККА, партработников, совработников, а также писателей, инженеров, учителей и врачей, которых так много в реальной истории 20-30-х годов... И, большинство из них себя не ощущали евреями, скорее, "русскими людьми еврейской национальности", перефразируя Сталина...

В Москве есть Владимир Петров :) И Анастасия Гачева и еще много замечательных, открытых для общения интеллектуалов. Вы их, наверняка, больше меня знаете. Очень люблю слушать профессора МГУ - Александра Александровича Волкова. С его подачи штудировал учебник логики под редакцией Виноградова.


К списку надо добавить еще и исполнителей песен, полюбившихся всему Союзу. Националисты, наверняка, до сих пор с удовольствием поют песни Утесова или Дунаевского и не давятся. Мне вообще не нравится делить советский народ на части - все вместе добивались побед, все вместе терпели неудачи. Но это так, общая лирика.

Спасибо за советы.

Делить на национальности я тоже не люблю, для меня высшая нация - советский народ.
Но, увы, жизнь, она сама делит... Не секрет, что в СССР антисемитизм был не только на бытовом, но, увы, и на государственном уровне. Мягкий, конечно, не такой как до революции, но был. Особенно с 50-х годов ,с кампании против "космополитизма" и "дела врачей"...
А роль представителей "этого народа" в "перестройке" и контрреволюции 1991 года опять же несравнима с их "процентом" в населении... И национальность почти всех олигархов первого уровня 90-х, "семибанкирщины", (да и нынешних тоже) также не для кого не секрет... Так что жизнь заставляет уделять некоторое внимание и "национальному вопросу" при рассмотрении всех других вопросов, от политики и экономики до искусства...
Левитан
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «Левитан» в контексте: [...] просто я не в курсе, а то сходил бы. Порадуемся за Саратовчан вместе. Оригинал взят у в Левитан [...]
Показалось интересным, как композиция собирается из нескольких элементов. А ещё вызывает глубочайшее уважение жизнеутверждающая позиция Левитана.
Мне у Левитана больше всего "Мостик" нравится. Даже не знаю почему.
"У омута" - моя любимая картина у Левитана. Глядя на неё, мне вспоминается шекспировская Офелия. Казалось бы: где Левитан, а где Шекспир - разное время, разные страны, разные культуры. Тем не менее, у меня именно с Офелией ассоциация
​Мимо не пройти
Пользователь voodhause сослался на вашу запись в своей записи «​Мимо не пройти» в контексте: [...] да" . Ранее состоялись лекции о Валентине Александровиче Серове и о Исааке Ильиче Левитане [...]
По итогам Летней Школы Сути Времени 2016
Пользователь nivigor сослался на вашу запись в своей записи «По итогам Летней Школы Сути Времени 2016» в контексте: [...] ко пересказ Летней Школы, сколько рефлексия от услышанного. В заголовке картина Исаака Левитана [...]
По итогам Летней Школы Сути Времени 2016
Пользователь fedorova_tl сослался на вашу запись в своей записи «По итогам Летней Школы Сути Времени 2016» в контексте: [...] учиться ей "с нуля". Необходим опыт и участие старших поколений. Картина Исаака Левитана [...]
Староверы - это не пример для современника.
Пользователь starik3012 сослался на вашу запись в своей записи «Староверы - это не пример для современника. » в контексте: [...] ко пересказ Летней Школы, сколько рефлексия от услышанного. В заголовке картина Исаака Левитана [...]