Степной Берег (step_bg) wrote,
Степной Берег
step_bg

Categories:

Единство постижения и преобразования


Маркс утверждал, что по-настоящему понять мир можно только обладая способностью его менять. Цитата: "Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его".  Из этих слов многое следует.

Например, необходимость соединять теорию с практикой. То есть любая теория останется неполноценной, если не будет воплощена в жизнь. В этом смысле, публично изложенные критические соображения (допустим, блогера) также будут неполноценными без участия их автора. Грубо говоря, не поймешь то, что изучаешь, пока не займешься этим лично.

Но из слов Маркса также выходит, что одиночка никогда не сможет понять мир, поскольку  у него просто не хватит сил, чтобы мир изменить. Если представить себе масштаб необходимых социальных изменений и затронутые массы людей, понятно, что речь идет о весьма крупной группе единомышленников. То есть о политическом субъекте, который ставит перед собой задачу преобразовать мир.

Сергей Кургинян в статье «О коммунизме и марксизме» пишет, что Маркс, таким образом, решает проблему конца истории:

« <…> Чтобы философия и история не кончились, они должны перейти в некое новое сверхсостояние.
История должна стать сверхисторией, философия — сверхфилософией.
Что такое для Маркса сверхистория как альтернатива концу истории? Это, конечно же, коммунизм.
Что такое сверхфилософия? Это единство постижения и преобразования всего на свете [прим. - выделено step-bg]. И это включение ценностей одновременно и в процесс постижения, и в процесс преобразования».

«Преобразующая практика» Маркса оказалась очень созвучна русской культурной традиции, которую Достоевский описал как «деятельную любовь».

Сейчас тяжело представить, но в 19 веке русская интеллигенция риторику о тяжелой крестьянской жизни подкрепляла подвижничеством и стремилась разделить эту тяжесть.  Взять хотя бы художника Валентина Серова, чей 150 летний юбилей отмечали в 2015 году и посмотреть на его семью. Мать – Валентина Семеновна Серова – до самой смерти активно помогала крестьянам создавать коммуны. А его тетка – Аделаида Семёновна Симонович – основала первый в России детский сад (в Петербурге) и ясли (при сельской школе в Тверской губернии).

Философия «единства постижения и преобразования» в переводе на язык русской культуры связывает подвижничество вместе с мечтой и интеллектуальным развитием. Вероятно, по этой причине мечта о покорении космоса до сих пор тревожит нашу мятежную душу.


На размышления натолкнула упомянутая статья в газете "Суть Времени".


На фото изображена колония им.М.Горького в походном марше (1928 г.). Источник.

Tags: Маркс, важное, мысли, философия
Subscribe

Posts from This Journal “мысли” Tag

  • Война с компьютерной игрой

    В социальных сетях меня попросили прокомментировать фильм, посвященный компьютерным играм и их негативному влиянию на человека. Фильм мне…

  • Экзистенциализм на пальцах

    Уважаемый nihga в своем статье о творчестве Шукшина доступно разъясняет, что такое "экзистенциализм". Понятие сложное, но…

  • Дело заключается в том, чтобы мир изменить

    "Ученые тысячу лет объясняли мир, брат Иван почел мир неблагим и отверг его, а дело заключается в том, чтобы мир изменить. Мир есть и он…

promo step_bg february 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments