Одиссея: возвращение Родины


"Много я бед претерпел, но готов и погибнуть, лишь только б
Светлый свой дом, и семью, и рабов, и богатства увидеть"
["Одиссея", п.5,с.224]

Поэма об Одиссее явно не спроста передается уже несколько тысячелетий. Она не только трепетно восхищает перед талантом древности, но и передает что-то важное. Можно это назвать настроением эпохи, можно духом героя, становлением человека. Интересно обсудить, что же именно.

"Одиссея" непохожа на более древние эпосы тем, что ее основные персонажи - люди, а боги - второстепенны, хотя и крайне могущественны. Человеку все еще неподвластна стихия. Мощь природы переворачивает его судьбу, но цель [вернуться домой] остается неизменной. Целеустремленность - знаковая черта Одиссея и его сына Телемаха.

Напомню, что Одиссей - правитель острова Итаки, т.е. носитель царской крови. Он воспитан иначе, чем даже воины из его дружины. По отношению к своей мойре (судьбе), Одиссей - господин. Невзгоды, соблазны и испытания для него не окончательны. Скорее, они укрепляют его дух и обогащают (часто печальным) опытом. К этой мысли хитроумный сын Лаэрта доходит уже под конец своего 20-ти летнего странствия.

"Слушай же, друг, и размысли, размысли о том, что услышишь:
Все на земле изменяется, все скоротечно; всего же,
Что ни цветет, ни живет на земле, человек скоротечней;
Он о возможной в грядущем беде не помыслит, покуда
Счастием боги лелеют его и стоит на ногах он;
Если ж беду ниспошлют на него всемогущие боги,
Он негодует, но твердой душой неизбежное сносит:
Так суждено уж нам всем, на земле обитающим людям,
Чтоб ни послал нам Кронион, владыка бессмертных и смертных".
["Одиссея", п.18,с.129]
Переводя на современный лад, путь Одиссея - это путь к заветной мечте о том, чтобы вернуть утраченное. Разнообразные соблазны (чревоугодие, сладкая жизнь, очаровательная спутница, уютное жилье), барьеры (неизвестность, непреодолимость стихии) и недостатки (страх, слабость) потребуют сверх волевого усилия над собой. Значит, к финишу подойдет уже не тот Одиссей, что был прежде. Или иначе: только став не тем, кем был прежде, можно использовать свой шанс. Хочешь вернуть свою Итаку? Чего проще - перестрой себя, одолей слабости, плыви даже в самый безнадежный шторм, карабкайся на отвесные скалы, чтобы выбраться на берег.
"Некогда славен и я меж людьми был великим богатством;
Силой своей увлеченный, тогда беззаконствовал много
Я, на отца и возлюбленных братьев своих полагаясь.
Горе тому, кто себе на земле позволяет неправду!
Должно в смиренье, напротив, дары от богов принимать нам".
["Одиссея", п.18,с.138]
Еще одна черта рода Одиссея - находчивость и дипломатичность. Одиссей смел, но не лезет по-понапрасну на рожон. Он безжалостен к обидчикам, но проявляет незаурядные способности общения с правителями и богами, располагая к себе и открывая большие возможности. Предельная мечта, которая есть у старшего и младшего Одиссея, наделяет их жизнь смыслом, духом и волей. Эти качества заставляют бороться и развиваться, проявляя упорство и гибкость там где необходимо. Вот лишь несколько характерных эпизодов из жизни Одиссея и его сына Телемаха.

1. Одиссей увиливает от троянской войны (к началу которой он имеет почти прямое отношение), притворяясь слабоумным. Но во время землепашества, на пути его плуга подкидывают сына и Одиссею приходится раскрыть обман. Затем, приплыв к Троянскому берегу, Одиссей и его спутники вспоминают о пророчестве: первый ступивший на землю Трои, будет убит. Одиссей бросает на землю щит и прыгает на него. Следующий воин, прыгнувший вторым с корабля, оказывается первым на земле и погибает.

2. Одиссей пользуется покровительством нескольких богов Олимпа - Гермеса и Афины. "Высокая помощь" выручает его при встрече с волшебницей Цирцеей Гелиосовной. Последняя превращает спутников Одиссея в свиней. Лишь хитростью удается не только преодолеть чары титаниды, но и получить от нее важную подсказку дороги в царство мертвых.

3. Телемах не в силах физически одолеть сотню здоровых греков-ахейцев, которые несколько лет грабят его дом, дожидаясь женитьбы на Пенелопе (жене Одиссея). По совету Афины он отправляется в тур по соседним островам в гости к царям-однополчанам Одиссея. Основная цель - узнать подробности об участии отца в троянской войне. Но попутно еще и подготовка мнения соседей по отношению к беззаконию женихов.


Итак, что же такое поэма Гомера?

"Одиссея" - это выбор великого возвращения своей Родины; его может осуществить человек длинной воли; жажда жизни не даст этому человеку опустить руки в самом безнадежном случае; творческий выход за рамки поможет решить такие случаи; только одновременное сочетание качеств воина и мыслителя позволит пройти весь путь до конца и даст шанс на победу.

Posts from This Journal by “литература” Tag

  • Фильм "Юность поэта", Пушкин которого погиб на фронте

    Бунтарь, упрямец, надежный товарищ, ранимый и вспыльчивый юноша. Таким я увидел Пушкина в фильме "Юность поэта" (1937, А.Народицкий).…

  • Ромео и Джульетта

    Продолжаю в свободное время читать мировую классику. Стараюсь брать хотя бы самый базовый пласт. На этот раз - Шекспир и знаменитая трагедия…

  • Обсуждение "Дуэли" Чехова

    Судьба главного персонажа Чеховской "Дуэли" напоминает бегство от «снежного кома» проблем, которые он сам и создает. Прежде…

promo step_bg february 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
По Борхесу, историй на свете "всего четыре". В "Одиссее" все четыре, в том или ином виде, имеют место (про четвертую, конечно, имеет смысл пообсуждать отдельно, но тем не менее). Гомера нужно читать стоя на коленях ...
Уточню, разве Одиссею мойры запретили возвращаться в Итаку? Мне казалось, что там инстанция пониже была.
Запретили конечно не они, а боги Олимпа. Конкретно, Посейдон и еще Гелиос. Но герои поэмы часто упоминают свою долю, ссылаясь на то, что "уж мойрами так предсказано, ничего не поделаешь".

Я к тому, что Одиссей не вешает нос, ссылаясь на судьбину и находясь вроде бы безвыходных ситуациях. Дескать "времена не выбирают, в них живут и умирают".
"Одиссея" непохожа на более древние эпосы тем, что ее основные персонажи - люди, а боги - второстепенны, хотя и крайне могущественны.
А какие более древние эпосы имеются в виду? Если о Гильгамеше - так там всё то же: главные действующие - люди (хотя и не простые, а герои, но так и в гомеровских эпосах), а могущественные боги - второстепенны... Махабхарата? Так - опять же - ровно тот же подход...

Телемах не в силах физически одолеть сотню здоровых греков-ахейцев
Пол сотни.
Кроме того - опасны даже не они сами, а их связи: женихи - знатные люди со всей округи, а гражданской войны весьма опасается и сам Одиссей.
Кстати: вы читали ахейский цикл Олди? Если нет - крайне рекомендую: взгляд настолько же серьёзный, насколько интересный и необычный.

Итак, что же такое поэма Гомера?
"Одиссея" - это выбор великого возвращения своей Родины; ...

Оно, вроде бы, и верно, но, думается, - и куда больше.

Edited at 2017-02-23 05:13 pm (UTC)
Хотя бы и Гильгамеш. Герои, как правило, сами полубоги и с богами гораздо теснее сопряжены.

>>Пол сотни.
Ну уж если быть совсем формальным, то 117:

Ведь женихов не один тут десяток, не два, а гораздо
Больше. Скоро и сам их число без труда ты узнаешь.
Остров Дулихий прислал пятьдесят сюда два человека
Юношей знатного рода, и шесть прислужников с ними.
Двадцать четыре пришли жениха на Итаку из Зама,
С Закинфа двадцать ахейцев тут есть молодых, из Итаки ж
Нашей двенадцать, все люди родов наиболее знатных.
С ними - вестник Медонт, певец божественный Фемий,
Также товарища два, в разрезании мяса искусных.

>>опасны даже не они сами, а их связи
И это тоже, конечно.

>>Кстати: вы читали ахейский цикл Олди?
Не читал, благодарю за рекомендацию.

>>но, думается, - и куда больше.
Вы правы, безусловно. Я не специалист по античности, захотелось поделиться тем, что сильнее зацепило.
Хотя бы и Гильгамеш. Герои, как правило, сами полубоги и с богами гораздо теснее сопряжены.
Так и Одиссей сам - из "этих" (не в первом, правда, поколении).

Ну уж если быть совсем формальным, то 117
О! Точно! Пора перечитывать.

Не читал, благодарю за рекомендацию.
Советую читать в том порядке, в котором писалось (а не по сюжетной хронологии): сперва "Герой должен быть один", затем "Одиссей, сын Лаэрта", потом "Внук Персея". Можно прочитать ещё совсем небольшое "Она и ее мужчины" и Валентинова "Диомед, сын Тидея" (сюжетно - дополняет Олди, но получилось, на мой взгляд, гораздо слабее, а "Серый коршун" - тоже из "Микенского цикла" - вообще ерунда).

Вы правы, безусловно. Я не специалист по античности, захотелось поделиться тем, что сильнее зацепило.
Как и я. Но что "Одиссея", что "Илиада" - очень уж многоплановые вещи, даже удивительно для такой древности - устойчивое ощущение не начального этапа возникновения литературы, а вполне развитого, с хорошим теоретическим фундаментом и богатейшим багажом технических приёмов.
Ну да, вроде через деда. Кажется, правда, что это скорее для весу ему необходимо.

Я просто свежими впечатлениями делюсь, поэтому глаз еще зацепился.

Хотелось бы сначала хоть в каком-то минимальном объеме познакомиться с античной классикой. С тем же Аристофаном, например. Приходится как-то выкраивать время ...

Меня, кстати, тоже все время не оставляло это ощущение. Очень часто думал о том, как потрясающе построен текст у Гомера. Кажется, что и 700 г.до н.э. - вчерашний день, буквально.
я не великий знаток творчества Гомера
Хотя его бессмертные произведения меня очень впечатлили :). Но хочется спросить автора - если Одиссея проникнута идеей возвращения домой (или возвращения ДОМА), то как же быть с Телегонией?! Что по мне - то величие Гомера было как раз таки в том что он издал ПЕРВОЕ В ИЗВЕСТНОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА произведение ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО жанра. Особенностью которого является очень интригующее начало и очень предсказуемый (в части что все будет хорошо) конец. Хотя основная фабула что Иллиады что Одиссеи - одна. Без Богов человек НИЧТО. Пылинка на тропинках Мироздания.
Re: я не великий знаток творчества Гомера
Мы можем на любое произведение посмотреть с такого ракурса (жанра), с которого нам захочется.
Вопрос в том, что имел ли ввиду автор то, что захотим увидеть мы.