Степной Берег (step_bg) wrote,
Степной Берег
step_bg

"Я"

На днях довелось мне побывать на премьере спектакля "Я" в московском "Театре на досках". Спектакль поставлен по "Запискам из подполья" Ф.М.Достоевского, а ,именно, по его первой части "Подполье". "Я" стал для меня поводом,с одной стороны, внимательно прочитать повесть Федора Михайловича,а ,с другой стороны, взглянуть на произведение с такого ракурса, с какого никогда в жизни не догадался бы посмотреть.  Наверное, это и должно называться "каналом связи с культурой", когда вместо монотонного "бу-бу-бу", пролетающего из одного уха в другое, получаешь сильнейшее воздействие - сравнимое с глубоким погружением под воду - появляется время задуматься над происходящим. Я не претендую на глубокое изучение Достоевского (сравнимое,например, с Бахтиным), но вот этот отрывок считаю очень важным привести :





О, скажите, кто это первый объявил, кто


  первый провозгласил, что человек потому только делает пакости, что не знает


 настоящих своих интересов; а что если б его просветить, открыть ему глаза на


  его настоящие, нормальные интересы, то человек тотчас же перестал бы делать


  пакости, тотчас же стал бы добрым и благородным, потому что, будучи


  просвещенным и понимая настоящие свои выгоды, именно увидел бы в добре


  собственную свою выгоду, а известно, что ни один человек не может


  действовать зазнамо против собственных своих выгод, следственно, так


  сказать, по необходимости стал бы делать добро? О младенец! о чистое,


  невинное дитя! да когда же, во-первых, бывало, во все эти тысячелетия, чтоб


  человек действовал только из одной своей собственной выгоды? Что же делать с


  миллионами фактов, свидетельствующих о том, как люди зазнамо, то есть вполне


  понимая свои настоящие выгоды, отставляли их на второй план и бросались на


  другую дорогу, на риск, на авось, никем и ничем не принуждаемые к тому, а


  как будто именно только не желая указанной дороги, и упрямо, своевольно


  пробивали другую, трудную, нелепую, отыскивая ее чуть не в потемках. Ведь,


  значит, им действительно это упрямство и своеволие было приятнее всякой


  выгоды... Выгода! Что такое выгода? Да и берете ли вы на себя совершенно


  точно определить, в чем именно человеческая выгода состоит? А что если так


 случится, что человеческая выгода иной раз не только может, но даже и должна


 именно в том состоять, чтоб в ином случае себе худого пожелать, а не


 выгодного? А если так, если только может быть этот случай, то все правило


 прахом пошло. Как вы думаете, бывает ли такой случай? Вы смеетесь; смейтесь,


  господа, но только отвечайте: совершенно ли верно сосчитаны выгоды


  человеческие? Нет ли таких, которые не только не уложились,




 но и не могут


  уложиться ни в какую классификацию? Ведь вы, господа, сколько мне известно,


  весь ваш реестр человеческих выгод взяли средним числом из статистических


  цифр и из научно-экономических формул. Ведь ваши выгоды - это благоденствие,


 богатство, свобода, покой, ну и так далее, и так далее; так что человек,


 который бы, например, явно и зазнамо вошел против всего этого реестра, был


 бы, по-вашему, ну да и, конечно, по-моему, обскурант или совсем сумасшедший,


 так ли? Но ведь вот что удивительно: отчего это так происходит, что все эти


  статистики, мудрецы и любители рода человеческого, при исчислении


  человеческих выгод, постоянно одну выгоду пропускают? Даже и в расчет ее не


  берут в том виде, в каком ее следует брать, а от этого и весь расчет


  зависит. Беда бы не велика, взять бы ее, эту выгоду, да и занесть в список.


  Но в том-то и пагуба, что эта мудреная выгода ни в какую классификацию не


  попадает, ни в один список не умещается. У меня, например, есть приятель...


  Эх, господа! да ведь и вам он приятель; да и кому, кому он не приятель!


  Приготовляясь к делу, этот господин тотчас же изложит вам, велеречиво и


  ясно, как именно надо ему поступить по законам рассудка и истины. Мало того:


  с волнением и страстью будет говорить вам о настоящих, нормальных


  человеческих интересах; с насмешкой укорит близоруких глупцов, не понимающих


  ни своих выгод, ни настоящего значения добродетели; и - ровно через четверть


  часа, без всякого внезапного, постороннего повода, а именно по чему-то


  такому внутреннему, что сильнее всех его интересов, - выкинет совершенно


  другое колено, то есть явно пойдет против того, об чем сам говорил: и против


  законов рассудка, и против собственной выгоды, ну, одним словом, против


  всего... Предупрежду, что мой приятель - лицо собирательное, и потому только


  его одного винить как-то трудно. То-то и есть, господа, не существует ли и в


  самом деле нечто такое, что почти всякому человеку дороже самых лучших его


  выгод, или (чтоб уж логики не нарушать) есть одна такая самая выгодная


  выгода (именно пропускаемая-то, вот об которой сейчас говорили), которая


  главнее и выгоднее всех других выгод и для которой человек, если


 понадобится, готов против всех законов пойти, то есть против рассудка,


 чести, покоя, благоденствия, - одним словом, против всех этих прекрасных и


 полезных вещей, лишь бы только достигнуть этой первоначальной, самой


 выгодной выгоды, которая ему дороже всего.




Получается мы опять и опять возвращаемся к вопросу "выгоды" и "идеала". 
  
Tags: Достоевский, выгода, идеал, театр
Subscribe

  • Политрук

    Знаменитая фотография "Политрук". На ней Еременко Алексей Гордеевич первым встает под пули и поднимает бойцов в атаку. До Войны -…

  • О времени и о себе: собственник выставляет художников за дверь училища

    Слово и образ иногда могут быть очень информативны. Есть много разных баек о знаменитых писателях и кинорежиссерах, которые на спор сочиняли…

  • Не сидим на месте

    Летом всерьез задумались с ребятами, что Сирия оттеснила на себя внимание с Донбасса. И помощь детям и бойцам стала поступать гораздо реже. Вот и…

promo step_bg february 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments