Степной Берег (step_bg) wrote,
Степной Берег
step_bg

Categories:

Куда уходит праздник? Часть II. Новогодние открытки.

Очень интересно проследить процесс отражения исторической действительности в открытках.

Оригинал взят у opera_nt в Куда уходит праздник? Часть II. Новогодние открытки.


В прошлой заметке я писала о том, как теряется смысл праздника, а также о неотъемлемой части любого праздника – традиции.
Не упомянула я об одной замечательной традиции не только Нового года, но и вообще любого праздника – это поздравительные открытки. Помню, как в детстве мы ходили на почту, покупали открытки, подписывали и поздравляли родственников из всех уголков нашей необъятной страны.

Справедливости ради надо сказать, что новогодние открытки были и в дореволюционной России. Часто в качестве открыток использовались фотографии, изображения беззаботных милых дворянских детишек, а из животных почему-то чаще всего присутствует свинья, а не русская тройка лошадей. Встречается на открытках и беднота, но с какой-то откровенной издёвкой.


[Spoiler (click to open)]94728908_large_0_19d43_248a54de_XL 052eb1aa0b2e 1a36f8775509 68339 1387360330_new-year-card-19

Открытка – это не просто кусок картона, это мощный визуальный образ, который отражает содержание эпохи.
Искусствовед, член Ассоциации Искусствоведов (АИС) А.В. Лиховцева в своей статье «Визуальная информация. Восприятие и механизм воздействия» пишет: «Визуальная информация обладает уникальной возможностью воздействия. Во многом это обусловлено лёгкостью её восприятия и сложностью её обработки человеческим мозгом. Воздействие посредством визуальной информации используется для достижения самых разных целей и конкретно поставленных задач.»

Одна из задач – это не только рассказать при помощи открытки о своих мыслях и чувствах, в открытках были отражены все сферы деятельности, успехи и достижения советского народа:
Поезда, самолёты, корабли, стройки – это успехи в машиностроении:

0_51e14_9d5c8c48_XL 8hfBY 95854489_large_card_train new-year-2011-1105

Слава человеку труда:

0_76ada_8e1a213f_XL 6wGTf 24

Спорт:

0a302ba1e196b389ad23e2b9bb3cd8db PgHZn 42696_otkritki081 8 34767_original

Русская культура, народные промыслы – хохлома, дымка, русская тройка и самовар:

01-168 20 95253923_0_99a87_b0a5b396_orig 1356093669_43

Уважение к людям любой национальности, настоящая дружба народов:

0933b8ae2ade9adc0af564b28609ef1d bUSJL
mvRih ou8g9

и другое.
Не смотря на тяжелейшее положение, в котором страна находилась во время Великой Отечественной войны, открытки не переставали печатать. В них выражалась огромная жажда жизни, победы над фашистскими захватчиками:

7657897kiw 7657899lhe 0_84730_f87b8d10_orig 0_8d6b9_f84e0b31_XL 95380124_24ktgh 0_58bc7_9269cb01_XL 8d5f517feead Post036 82277054_large_cu1 wpsXe

Особенно популярной темой новогодних открыток был полёт человека в космос.

MZQnx s-novim-godom-raketa4-sssr mPtT9 1371473934748 MFJkH 9bda7154f57bf5197d1b794a3d4 U5FBk

Несомненно, много было открыток с изображением детей, зимних забав. Дети на открытках изображены непосредственными участниками действа: украшали ёлку, лепили снеговиков, отправляли открытки и т.д.
Первая советская олимпиада так же не могла не найти отражения в открытках:

0_684dc_604bfe0e_XL s-novim-godom-olimpiada-80-sssr

Замечательно соседствовали на открытках символы государства – красные звёзды, Кремль и православный храм:

30021_tn af865_otkritki001

Но вернёмся к статье Лиховцевой, далее она пишет: «Повседневно мы находимся в широком поле самой разнообразной визуальной информации. Каждый день наш глаз и мозг фиксирует невероятный объём визуальной информации, который даже не успевает осознанно восприниматься и обрабатываться человеком, но принимает непосредственное участие в формировании его взглядов, настроений, внедряется в сознание и оказывает влияние на его психоэмоциональное состояние.»

И тут я с ней абсолютно согласна. Какие взгляды и настроения формировались у людей, при рассматривании подобных открыток? Несомненно, это причастность к великому, гордость за страну, в которой они живут.
Уже начиная с 80-х годов почти все вышеперечисленные образы стали исчезать с новогодних открыток. Ни о каких достижениях и стремлениях они уже не рассказывали, остались ёлки, снеговики, Дед Мороз со Снегурочкой, да лесные зверюшки. Иногда это были просто фото зимнего леса.

239944 bde88646d1

С развитием сферы информационных технологий, появлением интернета открытки практически перестали посылать по почте, но как атрибут праздника, обязательное приложение к подарку они остались и сегодня.
Только давайте присмотримся, что на них изображено в большинстве случаев?

Всё те же ёлки, шары, мишура. Обязательным атрибутом праздника, а, следовательно, и содержания открыток, стал символ года. В большинстве случаев на открытках присутствуют свечи и шампанское. Но это так называемые стандартные, классические открытки. Появились открытки «с приколами», в которых Дед Мороз непременно пьян, Снегурочка напоминает даму лёгкого поведения, а пожелания состоят из «кучи бабла и поменьше забот».

102a278df1f0 37040720_newyear030 c77001a69f59 image.php k3ZDUtYzM www_chudetstvo_ru_s_novym_godom_358

Приведу ещё одну цитату из рассматриваемой статьи: «В повседневной жизни, с помощью визуальной информации возможно принимать непосредственное участие в формировании мнений. Если соединить изобразительное искусство и принцип маркетинговых коммуникаций, продумать набор символов и образов, которые могли бы стать отправными в сознании человека и заниматься последовательной популяризацией и внедрением этих символов и образов, то подобный комплекс может эффективно работать как средство пропаганды определённой идеологии.»

И тут возникает вопрос, какую же идеологию нам продвигают? Что популяризируют и какие мнения формируют? Деньги грести лопатой, женщинам непременно дарить шубы, машины, бриллианты, и пить в немереных количествах. А главное – никакой работы, в обществе потребления это не приветствуется.

И снова не могу не согласиться с А. В. Лиховцевой: «Хотелось бы, чтобы цели воздействия посредством визуальной информации были благородны и сыграли роль в борьбе с утратой моральных ценностей и безнравственности, были направлены на пропаганду здоровых нравственных идеалов, воспитание в человеке лучших человеческих качеств и формирования верных приоритетов.»



Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo step_bg february 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments