Степной Берег (step_bg) wrote,
Степной Берег
step_bg

Categories:

Человек человеку ... товарищ.

lupov_1b

Довоенный фильм «Цирк» задавал традицию кинематографа советской сталинской эпохи.  Его характерными чертами становились образы, символы, музыка и песни, формирующие идентичность советского народа. Вместе с тем, в основе сюжета неизменно лежит возвышающая любовь — между мужчиной и женщиной, к людям, к Родине.

На просмотр этого фильма меня натолкнула заметка моего товарища, в которой он поделился переживанием от семейного просмотра. Меня настолько задел его рассказ, что фильм был просмотрен в ближнем кругу на следующий день.

«Цирк» вышел в 1936 году. Это время усиленной мобилизации на подготовку к предстоящей войне. Страна нуждалась в здоровых, физически крепких гражданах, готовых защитить свое  Отечество. Идея была соединена с духом и облачена в форму. ОСОАВИАХИМ. ГТО. Парады физкультурников. Символично, что действие фильма происходит в Москве накануне 1 мая — дня труда и символа весны.
Сюжет фильма описывает приезд гастрольной труппы из США в СССР с знаменитым аттракционом «Полет на Луну». Создатель номера - немец Франц фон Кнейшиц шантажирует главную исполнительницу общей тайной — внебрачным ребенком — негритенком. Исполнительница номера, которую играет Любовь Орлова, влюбляется в советского артиста, который отвечает ей взаимностью. Директор же цирка мечтает создать лучший чем у немца номер полета из пушки. Кульминацией фильма становится успешное исполнение номера и попытка немца его сорвать, раскрыв зрителям главную сенсацию, которая, по его мнению, должна шокировать их — негритенок, рожденный актрисой.

В фильме ярко противопоставлены две идеологии — советская и совокупно западная (женщину с негритенком пытались забросать камнями в США и за темнокожего мальчика ее презирает  директор аттракциона — немец по национальности). Содержание идеологий раскрывается через отношение к ближнему :

  • постулируемое превосходство «белой расы» на Западе;

  • ценность человека, независимо от цвета кожи, в СССР.

Также как и во многих других творениях режиссера Григория Васильевича Александрова, через весь фильм проходит основная музыкальная тема, написанная к «Цирку» Исааком Осиповичем Дунаевским - «Песня о Родине»:

«Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек »

Кульминацией идет сцена, которую лучше посмотреть, чем пересказывать — настолько она греет сердце. Здесь хочу еще раз поблагодарить товарища за то, что рассказал о ней в своем журнале.
Необыкновенная радость наполняет душу в момент, когда младенцу поют колыбельную на множестве языков, бережно передавая его из рук в руки. «Он же черный!!!»,- восклицал  Франц фон Кнейшиц. «Да хоть в крапинку»,- отвечал ему зал.

Фильм «Цирк» показывает как любовь к ближнему, лежащая в основе советского общества, возвышает человека. Солнечная, первомайская Москва раскрыта перед нами во всей красе и  становится образом воплощения любви к Родине. «Москва в фильме выглядит как «город солнца», в котором торжествует великое общество, подпитываемое высокой и светлой идеей социализма», - писала к рецензии на фильм «Весна» уважаемая julia_10000. Вместо пафоса унижения и противопоставления, ставшего почти неотъемлемой частью современного кино о России, мы встречаем строки, обращенные через младенца к зрителю :

Сто путей, сто дорог
Для тебя открыты.
Tags: Александров, Дунаевский, СССР, Цирк, дети, кино, культура
Subscribe
promo step_bg февраль 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →