Человек человеку ... товарищ.

lupov_1b

Довоенный фильм «Цирк» задавал традицию кинематографа советской сталинской эпохи.  Его характерными чертами становились образы, символы, музыка и песни, формирующие идентичность советского народа. Вместе с тем, в основе сюжета неизменно лежит возвышающая любовь — между мужчиной и женщиной, к людям, к Родине.

На просмотр этого фильма меня натолкнула заметка моего товарища, в которой он поделился переживанием от семейного просмотра. Меня настолько задел его рассказ, что фильм был просмотрен в ближнем кругу на следующий день.

«Цирк» вышел в 1936 году. Это время усиленной мобилизации на подготовку к предстоящей войне. Страна нуждалась в здоровых, физически крепких гражданах, готовых защитить свое  Отечество. Идея была соединена с духом и облачена в форму. ОСОАВИАХИМ. ГТО. Парады физкультурников. Символично, что действие фильма происходит в Москве накануне 1 мая — дня труда и символа весны.
Сюжет фильма описывает приезд гастрольной труппы из США в СССР с знаменитым аттракционом «Полет на Луну». Создатель номера - немец Франц фон Кнейшиц шантажирует главную исполнительницу общей тайной — внебрачным ребенком — негритенком. Исполнительница номера, которую играет Любовь Орлова, влюбляется в советского артиста, который отвечает ей взаимностью. Директор же цирка мечтает создать лучший чем у немца номер полета из пушки. Кульминацией фильма становится успешное исполнение номера и попытка немца его сорвать, раскрыв зрителям главную сенсацию, которая, по его мнению, должна шокировать их — негритенок, рожденный актрисой.

В фильме ярко противопоставлены две идеологии — советская и совокупно западная (женщину с негритенком пытались забросать камнями в США и за темнокожего мальчика ее презирает  директор аттракциона — немец по национальности). Содержание идеологий раскрывается через отношение к ближнему :

  • постулируемое превосходство «белой расы» на Западе;

  • ценность человека, независимо от цвета кожи, в СССР.

Также как и во многих других творениях режиссера Григория Васильевича Александрова, через весь фильм проходит основная музыкальная тема, написанная к «Цирку» Исааком Осиповичем Дунаевским - «Песня о Родине»:

«Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек »

Кульминацией идет сцена, которую лучше посмотреть, чем пересказывать — настолько она греет сердце. Здесь хочу еще раз поблагодарить товарища за то, что рассказал о ней в своем журнале.
Необыкновенная радость наполняет душу в момент, когда младенцу поют колыбельную на множестве языков, бережно передавая его из рук в руки. «Он же черный!!!»,- восклицал  Франц фон Кнейшиц. «Да хоть в крапинку»,- отвечал ему зал.

Фильм «Цирк» показывает как любовь к ближнему, лежащая в основе советского общества, возвышает человека. Солнечная, первомайская Москва раскрыта перед нами во всей красе и  становится образом воплощения любви к Родине. «Москва в фильме выглядит как «город солнца», в котором торжествует великое общество, подпитываемое высокой и светлой идеей социализма», - писала к рецензии на фильм «Весна» уважаемая julia_10000. Вместо пафоса унижения и противопоставления, ставшего почти неотъемлемой частью современного кино о России, мы встречаем строки, обращенные через младенца к зрителю :

Сто путей, сто дорог
Для тебя открыты.
promo step_bg february 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
Классика советского кино и этим всё сказано!
Замечательный пост. Всё это нужно чувствовать.
Кино того времени контрастирует с тем, что сегодня на экране. Наибольший контраст именно в сфере чувств.
Контраст очень сильный.
После многих современных фильмов возникает желание утопиться, после просмотра фильмов 30-40х возникает желание жить.
Да, фильм замечательный.
А ещё я удивился, когда обнаружил, что известные советские песни - это песни из фильмов Григория Александрова http://cinema.mosfilm.ru/persons/persona/Rezhissyory/aleksandrov_594/
"Марш энтузиастов" (Нам нет преград ни в море, ни на суше) - это песня из фильма "Светлый путь"http://cinema.mosfilm.ru/films/film/1940-1949/svetliy-put/
"Песня о Родине" (Широка страна моя родная) - это песня из фильма "Цирк" http://cinema.mosfilm.ru/films/film/1930-1939/tsirk/
Еще раз выражаю вам благодарность за то, что указали на этот фильм. Досмотрев до конца, оба вздохнули - какие теплые чувства он оставляет в душе.
Спасибо за информацию, теперь непременно посмотрю фильм
Фильм не видел. Теперь обязательно посмотрю!
В "кровавом совке" чернокожему мальчику пели колыбельную песню на многих языках, а в "цивилизованном мире" в это время еще вовсю процветало рабство, людей держали на цепях...

Советские фильмы, действительно, сильно контрастируют с современными. Советское кино светлое и доброе, за что его и люблю.
Да-да, контраст очень сильно бросается в глаза.

К сожалению, не всякое советское кино доброе и светлое. Но сталинские фильмы можно смотреть смело, считаю.
Старые фильмы смотрю с некоторой снисходительной иронией и пониманием. Мол - "ну что тогда могли снять?". Посмотрел кульминацию-ролик и поймал себя на ощущении что смотрю обычный фильм, почти сразу забылось что это старье, после забылось что это не цветное старье, а вот что осталось так это сопереживание. Теперь одна только мысль мучит - как бы я его смотрел без подготовки чтением поста, понял бы заметил бы эту простую идею человечности или нет? Не уверен. Возможно и нет. Буду смотреть целиком.
У меня было схожее состояние. Расскажите о своих ощущениях после просмотра.

Edited at 2015-03-06 01:34 pm (UTC)
Да что там говорить...
Искусство, настоящее, тонкое, ясное, политически выверенное.
Стеб конечно понятен. Попытаться провести аналогии и приравнять СССР к гитлеровской Германии - дескать одним миром мазаны. Хотя внимательный читатель тут же заметит подлог и разночтения : часть описанного не имеет отношения к гитлеровской Германии, часть не имеет отношения к СССР.
Спасибо автору за прекрасный пост. Все это правда, как бы ни злились от этого (временно) ярые антисоветчики. Особенно те, которые от обуревающей их злости не способны даже к конструктивному высказыванию своей позиции, только к истеричным выпадам :))) И от этого особенно смешно, т.к. похожи на детей, воинствующе размахивающих лопаткой в песочнице ;))
Вам спасибо на добром слове. Приобщиться к плеяде великолепных творений Александрова меня подвигла ваша статья про фильм "Весна", на который я приводил ссылку, за что вам огромная человеческая благодарность. Любовь Орлова запала в душу.