Степной Берег (step_bg) wrote,
Степной Берег
step_bg

Categories:

Саратов. Круглый стол в музее Федина.

Ранее я писал о том, что в музее Федина должен был состояться круглый стол "Музыка СССР 20-30-х гг. в культурном контексте" и, вот, товарищ написал интересный отчет, после посещения этого мероприятия. Открыл много интересной информации для себя. Вообще, хочу сказать, в Саратове часто проходят мероприятия, о которых узнаешь по прошествии и сожалеешь о своем отсутствии на них.

Отдельная благодарность сотрудникам музея Федина за подготовку этой встречи.

Оригинал взят у voodhause в История развития индустрии звукозаписи в контексте музыкальной культуры начала XX века
IMG_5668

В минувший вторник (10 марта) мне удалось посетить круглый стол «Музыка 20-30-х годов в культурном контексте», который проходил на площадке выставки «Мелочи жизни. М. Зощенко» в государственном музее Константина Александровича Федина. Происходило мероприятие скорее в формате лекции. Кандидат философских наук, доцент кафедры философии культуры и культурологии Саратовского Государственного университета имени Николая Гавриловича Чернышевского, а так же коллекционер грампластинок Парфёнов Александр Игоревич рассказал о том, как развивалась индустрия производства звукозаписи в России и мире в контексте музыкальной культуры начала XX века. Попробую описать то, что я почерпнул из этой, довольно увлекательной лекции.


IMG_5662
Александр Игоревич рассказал о том, что народ в основной своей массе ещё в XIX веке был отчуждён от концертного действа. Не многие могли позволить себе билет на концерт и обеспечить подобающий для этого внешний вид. К тому же не каждый артист мог выезжать в провинцию. Музыка в дешёвых кабаках, в те времена, была редким явлением. Так что простому люду было негде приобщиться к творчеству как зарубежных, так и российских  исполнителей. Кардинально изменилась музыкальная культура в начале ХХ века именно благодаря появлению граммофонной записи. Граммофоны стали доступны по цене для широких слоёв населения после 1910 года.

Было упомянуто, что появлению граммофонов предшествовал изобретённый Томасом Эдисоном в 1877 году фонограф. Звуковая дорожка наносилась на восковое покрытие цилиндра, и, несмотря на довольно плохое качество воспроизводимого звука, из-за отсутствия альтернативы фонограф быстро получил широкое распространение.

В 1903 году на проектную мощность вышел первый в Российской Империи завод АО «Граммофон». В это время звуковая дорожка наносилась на пластинки из шеллака. Производство звукозаписи стало достаточно мощной индустрией во всём мире в начале XX века. Общий тираж пластинок реализованных в России составлял в 1913 году 24 миллиона экземпляров. Во время первой мировой войны и революции было значительное падение тиражей, тех же объёмов производства удалось достичь только в 1935 году.

Александр Игоревич отметил, что дореволюционные российские импресарио жутким образом обманывали западных производителей пластинок. Они говорили, что артист стоит безумных денег - беря у западных партнёров 1000 рублей, артисту давали 20, присваивая себе остальное: «В шоке были представители западного бизнеса от полного пренебрежения законом со стороны российских партнёров. То, что российский бизнес был какой-то порядочный до революции - это миф.» Так же не было «большой массовой культуры» у большинства населения России, того времени.

Интересным мне показалось, то что, как оказывается, многие песни, которые мы знаем как русские народные, до революции считались цыганскими. На пластинке 1905 года очень известной в то время певицы Вари Паниной, которая была цыганкой и пела цыганские песни. Например, «Коробейники», которую мы знаем как русскую. Или «Ямщик не гони лошадей» автора Яши Фельдмана, который написал большинство цыганских романсов.

Вяльцева, Панина, а также знаменитая во всём мире Надежда Плевицкая были певицами высокого уровня. Кстати, говоря на закате своей концертной и кино-славы, Надежда Плевицка в тридцатые года, уже в эмиграции, являлась агентом НКВД.  В 1937 году арестована и осуждена французским судом на 20 лет каторги за соучастие, вместе с мужем генералом Скоболевым, в похищении из Парижа главы РОВС генерала Евгения Миллера. Плевицкая умерла в женской тюрьме в Ренне (к этому времени Франция была оккупирована III Рейхом). Александр Игоревич, отметил, что очень сожалеет о том, что Плевицкой за это даже Героя Советского Союза не присвоили.

скачанные файлы
Так вот, исполнители романсов были в середине иерархии, выше них были оперные певцы​. На нижнем уровне были шансоньетки, которые пользовались особой популярностью до революции. Их было превеликое множество в России. Нарекали они себя говорящими именами: Верочка Колибри, Госпожа Морская-Волна, Лора Декаданс, Вера Верина, Минна Мерси и другие. Похабно наряжаясь они выступали в кафе-шантанах, плохими голосами пели пошлые песенки с примитивным содержанием (про любовные утехи и дурные болезни). Примером может служить песня Минны Мерси «В штанах, без штанов». Это был уровень российской эстрады до революции.
Чем же лекция завершилась и о своих впечатлениях, я поделюсь в следующей заметке на эту тему.



Tags: Саратов, культура, музей, музей Федина, пластинки
Subscribe

  • Война с компьютерной игрой

    В социальных сетях меня попросили прокомментировать фильм, посвященный компьютерным играм и их негативному влиянию на человека. Фильм мне…

  • Экзистенциализм на пальцах

    Уважаемый nihga в своем статье о творчестве Шукшина доступно разъясняет, что такое "экзистенциализм". Понятие сложное, но…

  • Дело заключается в том, чтобы мир изменить

    "Ученые тысячу лет объясняли мир, брат Иван почел мир неблагим и отверг его, а дело заключается в том, чтобы мир изменить. Мир есть и он…

promo step_bg february 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments