А у вас время убежало...


Замечали вы как, привыкнув к постоянству быта своей жизни( работа,дом, семья, сон и т.д.), стараетесь иногда «встряхнуться»? У многих это поездка на дачу в выходной день. У кого-то  поездка на курорт в отпуск. Такие поездки включаются в поток жизни «для разнообразия», как лекарство от вялости при монотонной рутине быта.

Замечали вы как в скуке медленно растягивается время? 5 минут кажутся целой вечностью. А в деле, захватившем нас с головой, сутки пролетают за 5 минут. Случалось такое? Наверняка, и не раз.

Рассуждая о времени, Томас Манн в «Волшебной горе» пишет о распространенности заблуждения - будто бы «при интересности и  новизне содержания "время бежит",  другими словами - такое содержание сокращает его,  тогда как однообразие и пустота отяжеляют и  задерживают его ход».

А дальше начинается самое интересное.

Взяв время в большом масштабе, картина выглядит иначе: «очень  большие массы  времени способны сокращать само время и  пролетать с быстротой,  сводящей его на нет».

Скука, о которой шла речь выше, продолжает Томас Манн,- это «болезненная краткость времени в результате однообразия; большие периоды времени при непрерывном однообразии съеживаются до  вызывающих смертный ужас малых размеров: если один день как все,  то  и  все  как  один;  а  при  полном однообразии самая  долгая жизнь ощущалась бы как совсем короткая и  пролетала бы незаметно».
Выходит, что чем сильнее мы привыкаем к собственной жизни, тем быстрее она пролетает перед нашим носом, ускоряясь с каждым годом.

«Это ощущение основывается на привычке,- говорит Томас Манн,- необходимость привыкать к иным,  новым содержаниям жизни является единственным средством,  способным поддержать наши жизненные силы, освежить наше восприятие времени,  добиться омоложения  этого  восприятия,   его  углубления  и  замедления; тем  самым обновится и  наше  чувство жизни».

Многие из вас вспомнят хотя бы одного знакомого/друга, который старается как можно чаще( в силу возможностей) путешествовать. И мотивация этой тяга состоит в том, чтобы «развеяться». Почему-то наибольшая концентрация таких людей наблюдается в Москве. Хотя не только, конечно. Но это так, к слову.

Получается, что развлекательная поездка в путешествие( другой вариант - на дачу) это попытка прервать уныние однообразной рутины, съедающей жизнь, превращенную в одно мгновение.  Помните, у Стивена Кинга были такие «поедатели времени» - лангольеры?
Но, пишет Томас Манн, широкий ход времени в первые дни пребывания на новом месте длится недолго — постепенно начинается привыкание и к этому месту: «по  мере  того  как "сживаешься",  наблюдается некоторое сокращение;  тот, кто привязан к жизни, или,  вернее, хотел бы привязаться к жизни, с ужасом замечает, что дни опять становятся все  более легкими и  начинают как  бы  "буксовать",  а,  скажем, последняя неделя из четырех проносится до жути быстро и  незаметно. Правда, освежение  чувства   времени  действует  несколько  дольше, и когда мы возвращаемся к  привычному строю жизни,  оно  снова дает себя почувствовать; первые дни,  проведенные дома хотя бы после путешествия,  воспринимаются как что-то новое, широко и молодо, но очень недолго: ибо с привычным распорядком жизни  сживаешься опять быстрее,  чем с  его  отменой,  и  когда восприятие времени притупилось - от старости или от слабости жизнеощущения, при котором оно никогда и  не  было развито,  -  это  чувство времени опять очень скоро засыпает,  и уже через сутки вам кажется,  что вы никуда и не уезжали и ваше путешествие только приснилось вам».

На мой взгляд из размышлений Томаса Манна о вопросах скоротечности времени, можно сделать вывод о том, что человек по-настоящему жил, только в том случае, если жизнь его была наполнена событиями. Во втором приближении, необходимо присмотреться к качеству этих событий: замена одной бытовой рутины на такое же, по сути, бытовое однообразие - существенно не влияет на приравнивание всей жизни к одному дню. Томас Манн в этом отрывке не дает нам ответа на вопрос о качестве событий, только намекает: «...богатое и интересное содержание может  сократить час  и  день  и  ускорить их, но  такое содержание придает течению времени,  взятому в крупных масштабах, широту, вес и значительность, и годы, богатые событиями,  проходят гораздо медленнее, чем пустые, бедные, убогие;  их как бы несет ветер,  и они летят». Логика рассуждений подводит к тому, что человек живет в Деле- своем призвании. Ведь только про него можно сказать о «весе и значительности».

Про неделю на турецком побережье Анталии такой мысли не придет, верно?

Экзюпери "Цитадель"
...Мой отец говорил:
— Человек — это тот, кто творит. Сотворчество превращает людей в братьев. Живущему не принесёт покоя сделанный им запас.
Моему отцу возразили:
— Ты говоришь о творчестве, что ты имеешь в виду? Немногие способны создать что-то выдающееся. Ты, стало быть, обращаешься к немногим. А остальные? Что делать им?
Отец ответил:
— Творить — значит оступиться в танце. Неудачно ударить резцом по камню. Дело не в движении. Усилие показалось тебе бесплодным? Слепец, отойди на несколько шагов. Посмотри издалека на суетливый город. Что ты видишь, кроме усердия и золотистого ореола пыли над занятыми работой? Как тут различить, кто ошибся? Народ занят, и мало-помалу возникают дворцы, водоёмы и висячие сады. Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их, потому как, подумай, можно ли расчленить человека? И если спасать только великих ваятелей, можно остаться без ваятелей вообще. Кому достанет безумства избрать себе ремесло, сулящее так мало шансов выжить? Великие ваятели поднимаются на чернозёме плохих. Они для них вместо лестницы. Ступенька за ступенькой стремится лестница вверх. Прекрасный танец рождается из желания танцевать. Когда хочется, танцуют все, даже те, кто танцует плохо. А что остаётся, если пропадает желание? Мёртвая выучка, бессмысленное зрелище. Историку видны ошибки, он рассматривает прошедшее. Но кто станет упрекать кедр за то, что он ещё семечко, росток или растёт не так, как надо? Его дело расти. Ошибка за ошибкой, и поднимется кедровый лес, благоухающий в ветреный день птицами.
Я тебе уже говорил, — добавил отец, — неудача одного, успех другого, — не утруждай себя, не дели. Плодотворно лишь сотрудничество всех благодаря каждому. Любой неудачный шаг помогает удачному, а удача ведёт к цели и того, кто промахнулся, они идут к ней рука об руку. Нашедший Бога находит Его для всех. Царство моё подобно храму, я бужу и побуждаю людей. Я созываю их возводить его стены. И вот уже это их храм. Воздвигнутый храм возвышает людей в собственных глазах. И они придумывают позолоту. Все вместе, и тот, кто искал и не нашёл, тоже. Потому что замысел позолоты рождён всеобщим усердием.
В другой раз отец сказал мне:
— Не желай государства, где царило бы совершенство. Безупречный вкус — добродетель хранителя в музее. Неоткуда ждать картин, садов, замков и танцев, если презирать дурной вкус. Боязнь чёрной работы и грязной земли рождает снобов. Праздное совершенство оставит тебя ни с чем. Заботься о государстве, где всё было бы проникнуто усердием
>"А в деле, захватившем нас с головой, сутки пролетают за 5 минут. Случалось такое?"

Да, время пролетает и его постоянно не хватает.
Древние люди, вон, вообще считали, что время - это событийно наполненный континуум, т.е. нет событий - нет времени.
После ваших слов я почему-то вспомнил Проппа. Кажется, он что-то похожее говорил относительно сказок. Что дескать сюжет там строится как череда последовательных событий.
Ну, так ничего странного: сказка - тот же миф, а миф - отражение подобного описанному мной менталитета, в котором точно такое восприятие времени (да и пространства, кстати, тоже).
Я вот на себе очень четко ощущаю как затягивает рутина, как бежит время, когда день не наполнен содержанием...
Действительно: "если один день как все, то и все как один"

Edited at 2015-03-21 08:11 am (UTC)
Ага, текст очень жизненный оказался.
"Волшебная гора" читается запоем.
Интересное у Томаса Манна описание бытийной бессмысленности. Жизнь как пустое мгновение.
"Время тянулось так долго, что казалось годами.
- Расскажи, что было?
- Ну даже не знаю, всякое..."

Важен момент, что набить жизнь событиями - не обязательно значит её насытить, сделать не бессмысленной. Например, многие экстремалы здорово бегут от однообразия, но зачем? Жизнь в целом столь пустая.
Другой разговор, когда есть дело жизни или сверхцель, или путь к большой мечте. Тогда, тогда жизнь не пуста.

Edited at 2015-03-22 11:58 pm (UTC)
Мне сразу вспомнилась ситуация, о которой говорил Сергей Ервандович в передачах "Суть Времени" про людей, бегающих по миру, чтобы не скатиться в лунку.
Действительно, жизнь без событий пролетает быстро, но каждый день тянется неимоверно долго.
Большинство моих друзей и сотрудников жалуются, что дни тянутся медленно, а чуть не каждую пятницу - что неделя пролетела слишком быстро.
У меня же идея другая - где бы в сутках не 24 часа, скажем, 30-40 взять? На всё, что запланировал - времени нет совсем. Приходится часто выбирать между важным делом и очень важным. Да и спать по 5-6 часов стало привычкой, но и это не предел! )))
Жизнь без высокой идеи, сверхцели - убийство времени.