Мечта о небе.


В выходные удалось посмотреть фильм «Аэроград». Не пожалел ни одной минуты. Фильм снят в 1935 году под руководством режиссера Александра Петровича Довженко. И это, хочу я вам сказать, марка. Высококлассная. Как Довженко оперирует сюжетом, сценами, актерами, цветом, светом, красками и прочим это, как вероятно говорят в Одессе,- конфетка.

Сюжет фильма хорошо описан здесь и я не буду его пересказывать, а поделюсь мыслями в целом.

Аэроград — фильм мечта. Или фильм о мечте. С самого начала зрителя помещают в небесную глубину, образно связывая его с самолетиком, то и дело, ныряющим в облака и выныривающим из их гущи.

Прощай, мама, вот тебе моя рука.
Улетаю я на Тихий океан.
Там стоит стеною черная тайга,
Там над сопками над серыми туман.
Там над стопками стоит туман.
Песня человека, выглядящего песчинкой на фоне огромного пространства. И этот образ создан режиссером неслучайно. Кажется, что, как это часто бывает в западных фильмах, сюжет может быть построен на противопоставлении песчинки-человека с левиафаном-государством. В романтическом варианте такой городской герой-одиночка обходит «систему»  и получает барыш. В случае драматической постановки левиафан ломает героя, подчеркивая, что супротив бульдозера с лопатой не попрешь.

Это не случай Довженко и, уж тем более, не случай «Аэрограда». Песня-мечта о Аэрограде на берегу Тихого океана, затянутая одиноким летчиком, подхватывается под конец фильма огромным хором. И, вы знаете, этот отклик народа на «одинокую» мечту до сих пор передает энергию — до мурашек.
Послушайте сразу после одинокой песни хоровую и вы поймете о чем я. «Ты не один — мы с тобой, мы с одной мечтой»,- говорит между кадровых строк нам Довженко, объединяя зрителя в одну общность с созданным образом.

Помимо линии общности, есть еще и политическая. Если с коварными японцами-аристократами и трудолюбивыми корейцами вроде все понятно, то с другими субъектами появляются свои тонкости. Одним из врагов советского государства показано поселение староверов. Они настроены на борьбу — вплоть до смертельного уничтожения. Интересно, что образом врага создано не православное христианство вообще, а конкретно староверы, в частности.

Раскол русской православной церкви в результате реформ Никона от 1650 года не зажил до сих пор. Не желая уходить от реальности, в которой были верующие противники советской власти, фильм «Аэроград», очевидно, делает шаги навстречу Православной Церкви, во главе которой стоял митрополит Сергий Страгородский (позже, в 1943 году ставший патриархом).

Игра актеров — отдельная песня. Посмотрите на этот кадр, где показан предводитель старообрядческого поселения. Разве не напоминает он лицом, эмоциями, энергией, протестом персонажей (стрельцов) картины Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни»? В этой картине художник провел болезненную — по живому - границу между следующей прогрессивной ступенью развития России и ее радикально-консервативной частью.
В завершение отклика от просмотра хочу рассказать о еще одной сюжетной линии, которая меня впечатлила. Одним из ключевых персонажей выведен старый тигрятник-партизан по прозвищу «Тигриная смерть». Этот охотник-сибиряк, не желая верить в предательство своего друга, вспоминает о словах совместной клятвы.

«50 лет нашей дружбы прошумели в тайге как один день. Каждый день смотрю и не насмотрюся и все спрашиваю себя: «Есть ли на свете еще такая красота и такие богатства». Нет, такой красоты и таких богатств на свете нет».
Не давая партизанам застрелить своего друга, после обнаружения предательства, «Тигриная смерть» ведет его в лес, чтобы тот мог попрощаться с Тайгой и самому выбрать место своей смерти. В трагическую минуту расстрела охотник прощается:

«Убиваю изменника и врага трудящихся, моего друга — Василия Петровича Худикова, 60 лет. Будьте свидетелями моей печали».

Стоя на месте будущего Аэрограда, партизан-тигрятник повторяет клятву уже вместе с трудящимися-основателями.

Фильм "Аэроград" о мечте. Это "Штурм неба" Брюсова:


"Границы стерты, - с досок мел!
Ввысь взвив, незримыми лианами
Наш век связать сумел, посмел
Круг стран за всеми океанами.

Штурм неба! Слушай! Целься! Пли!
«Allons, enfants» (1)... - «Вставай...» и «Cа ira» (2).
Вслед за фарманом меть с земли
В зыбь звезд, междупланетный аэро!"

(1) Идем, сыны (родного края) (франц.).
(2) Это будет! (франц.)


Довженко связал воедино зрителя и пространство, советского человека и всю страну и всех вместе с мечтой о "городе-саде" на берегах Тихого океана. Это фильм - назидание нам, потомкам, за потерянную мечту и протянутая из памяти прошлого рука с искрой, без которой мечту нам не вернуть. Такие дела.

promo step_bg february 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
Да, надо тоже пересмотреть...
Песни тех лет вообще, в основной массе своей, вызывают мурашки.
Фильм посмотрю, спасибо за наводку.
И фильм и песня - замечательные. Мурашки гарантирую. Напишите потом или здесь или у себя в журнале впечатления (тогда ссылку киньте, пожалуйста).
Спасибо, пополню свой список фильмов для просмотра
Спасибо за очень интересную статью. Теперь обязательно посмотрю фильм
Спасибо на добром слове. Поделитесь потом впечатлениями.
Сейчас таких фильмов нет. Отняли мечту.
Хоровое пение действительно до мурашек пробирает. Чувствуется сила, мощь массы советских людей, объятых единым порывом покорения великих просторов тайги.
Великолепный фильм. Очень советую для просмотра.
Точно. Я тоже был в восторге от хорового пения.