Отклик на фильм "Мне 20 лет"

Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?
Нет. Не избыть нам связи обоюдной.
Не мертвых власть, а власть того родства,
Что даже смерти стало неподсудно.
А. Т. Твардовский, «В тот день, когда окончилась война...»

Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить!
У.Шекспир "Гамлет" (Акт 1;сцена 5)

Что для вас значит Родина?
Это мама и папа,
это двор и смородина,
это мост горбатый?
Родина - это смысл...
М.Вдовик "Родина"



История о трех друзьях, которых жизнь заставляет задуматься о выборе верного пути, о самой необходимости такого выбора. Тем актуальнее для нас сюжет фильма, что проблемы советского общества, выхваченные Марленом Мартыновичем Хуциевым, не только привели к уничтожению СССР, но до сих пор не решены. Удивительно, каким образом Марлену Мартыновичу удается показать сцену встречи главного героя (Сергея) со своим погибшим отцом. Сергею открывается такая возможность только после того, как он проходит некую инициацию - понимание неразрывной связи своей судьбы со всем окружающим бытием, историей, народом, Родиной; его тост "за картошку" и рассуждение о серьезности (которая проходит красной нитью через весь фильм); и, наконец, сцена с огнем на столе, которую так и хочется назвать обрядовой.

Фильм ,по содержанию, состоит из ряда важных эпизодов, раскрывающих ключевые моменты. Стоит обозначить эти эпизоды, не занимаясь пересказом фильма (все таки, его стоит посмотреть целиком).


Впервые разговор о серьёзности возникает со стороны отца возлюбленной героя (Сергея) при их общей встрече. Отец не принимает порывы молодой пары уйти из дома и начать самостоятельную жизнь - "нашу молодежь не пугают никакие трудности" - он говорит о "спокойной, нормальной" жизни - "людям наплевать друг на друга, никто не поможет". После этой беседы Сергей задается вопросом : "Может ничего вокруг не существует и в этом весь смысл?".

" Все люди делятся на тех с кем пьют и тех с кем можно разговаривать".

После того как другого героя (Николая) на работе пытаются вовлечь в интрижку - написать донос на коллегу, Николай ,находясь в тяжком раздумье, пытается поделиться своими внутренними переживаниями с друзьями - "жить и знать, что рядом живет подлец?". В разговоре на станции метрополитена опять проскальзывает "серьезность" :

"Когда говорить не о чем - острят,
когда думать не о чем - острят".


Внутренняя целостность и ценность человека - еще одни важные темы, озвученные в фильме. Аня (девушка Сергея) ,в ответ на его боязнь потерять друзей, говорит : "Товарищей следует иногда менять. Оборачиваешься,а вокруг тебя другие люди. Лучше они или хуже - какая разница? ".

"- что у вас нового?
- ботинки".

Нить связи с историей.

Стоит выделить ,особняком, эпизод в квартире матери Сергея, где его сестра ,перед походом в молодежное кафе, решила разобрать "хлам" - выкинуть старые, довоенные книги. Мать, не желая расставаться с книгами, которые связывают ее с мужем, случайно находит выпавшие талоны 1941 г. на питание и вспоминает с каким огромным трудом она в то время кормила мерзлой картошкой семью, а отец-фронтовик забегал на 2 часа поцеловать сына. Эта сцена, вместе с прочтением письма с фронта, тронула сердце ребят.

Следующий важный эпизод - молодежная встреча на квартире. Весь вечер протекает, как сейчас бы сказали,- креативно : молодежь танцует в лаптях, надевает бусы из картофеля, рассыпает из горшка на столе картофель "в мундире", поет старорусские песни, но делает это с усмешкой и кривляньем - дескать, знаем мы вас, шариковых. При этом, молодые люди мечтают о загородных гуляньях, поездке в Канны, слушают иностранные хиты.

"Зачем мне дети? У меня есть квартира".


Глядя на все это, Сергей говорит тост "За картошку", который "креативная" молодежь издевательски высмеивает (предлагая выпить "За репку"). Один из гостей называет Сергея "квасным патриотом", не веря в его искренность. Может быть, это неверие в чужие идеалы является следствием отсутствия собственных.
"- у тебя есть вещи, о которых ты можешь говорить всерьез?"
"Я серьезно отношусь к революции, песне интернационала, 1937 году, воевавшим - у нас почти не осталось отцов, и к картошке".
После чего герой уходит домой и происходит
Встреча с отцом.


Этот эпизод выходит какой-то мистерией очень тонкой связи человеческого духа и родственных душ. Его нельзя описать, его нужно пережить - понять, полюбить этих людей. Эта сцена тут же вызывает из памяти эпизод встречи Гамлета с тенью. В обоих случаях разрешение на разговор дается при трансцендентации (серьезном внутреннем изменении через переживание) героев. Сергей пытается узнать у своего отца каким же жизненным путем ему идти, где искать правды, а тот не может дать ответ - ему,на момент смерти, самому был 21 год. ""

"- надо жить!
- а как?...как...
-сколько тебе лет?
- 23
- а мне 21"


"Я тебе завещаю Родину и моя совесть до конца чиста перед тобой. Ты должен, до конца должен, всегда держать в чистоте свою".

На протяжении всего фильма ,вместе с его персонажами ,задаешься вопросами :
Что наша жизнь и какое ты в ней занимаешься место? А какое должен занять? Выбрать ли свой путь или пойти чужим, а ,может, плыть по течению? Есть ли вещи, серьезность которых не подвергается сомнению? Что такое любовь и что такое дружба?

И получаешь от них ответ :

Ничего не страшно, если ты не один и у тебя есть во что верить.




Следить за деятельностью киноклуба и расписанием ближайших встреч вы можете здесь (http://eot64.su/action/).
Группа ВКонтакте : http://vk.com/saratoveotkino
20 лет после Победы, новое поколение вступает в свои права. И вот уже старые книги - хлам, и нет уже памяти (или есть желание забыть) о том, как жили их родители, тяга к комфорту, к индивидуализму.
Глубокая тема, откуда берётся такой регресс.
Какова доля вины родителей, говорящих "ну, пусть хоть дети поживут, не то что мы" или "лишь бы не было войны".
Насколько губителен возрастающий комфорт в жизни, влияющий как на страшее, так и на молодое поколение?
Есть над чем поразмышлять.
Да, точно. При этом значительная часть молодежи ищет свой путь и не видит альтернатив,кроме как мечты о комфорте и Каннах.
Еще показалось,что не случайно в фильме шестидесятники говорят : "о мертвых мы поговорим потом".
Дело не в комфорте. а в том, что молодым людям ставили недостаточно значимые задачи. И они стали заниматься шмотками и прочим, чтобы заполнить возникающую пустоту.
там ведь показана часть молодежи, которая уже мечтает "о Каннах" и смеется над "картошкой".
Тогда таких было мало. Тем более тогда можно было поставить задачи правильно.
>>Тогда таких было мало.
согласен.
>>можно было поставить задачи правильно.
согласен. Плюс идею уже тогда вовсю выхолащивали,сводя к "гуляшу".
Слабые люди хотели ослабить других.
Это и сейчас видно по действиям ушельцев из СВ.
ну там сплошной Дом-2 или Рен-ТВ : скандалы,интриги,расследования. что характерно,кстати.
Буду стараться повышать уровень. Киноклуб у нас стабильно - раз в месяц. Недавно день рождения справляли.
Как я пришел в движение "Суть Времени"С. Заключение.
Пользователь astrafeel сослался на вашу запись в записи «Как я пришел в движение "Суть Времени"С. Заключение.» в контексте: [...] и от него тошнит. Служение теперь воспринимается как тяжелый труд. И сам стал как-то серьезнее [...]