Дилижанс-библиотека.


Прочитал заметку про курсы актерского мастерства, включенные в программу обучения будущих пермских педагогов. Там был приведен фрагмент из фильма "Доживем до понедельника", где Вячеслав Тихонов показывает образ учителя, который может заинтересовать учеников, преодолев барьер "15 строчек текста". Саратовские библиотекари на днях тоже по-своему пытались решить проблему низкой заинтересованности горожан, выехав в цирковой повозке в тур по окрестностям.


В глаза моментально бросается разница подходов - демонстрируемого Вячеславом Тихоновым и саратовскими библиотекарями. Вообще, попытка решения проблемы отчуждения от культуры через эпатаж, можно сказать,- саратовская фишка. Недавняя "Ночь в музее" - наглядный тому пример. Больше эпатажа - больше внимания - больше зрителей. Правда с этой задачей справляется и цирк. Перефразируя Сергея Лаврова: «Неплохо и даже лучше, чем супер!».

Учитель Тихонова находит творческое решение, в том числе и через актерское мастерство, в котором, как пишет fedotov1384: «<...> Объединяются личностное начало, органичность, энергетика, эмоциональность и  интеллектуализм». Творческая же часть состоит в том, что на обратном конце «провода» находятся живые люди, у которых есть определенная способность воспринять обращающегося к ним (барьер непонимания) и потребность посланный «сигнал» принять. В образ «сигнала» я вкладываю совокупность подачи сообщения и его содержания.
Теперь посмотрим, что пишут саратовские работники образования:




Деятельность современной библиотеки невозможно представить без использования рекламы. Реклама позволяет сделать библиотеку «видимой» для общества. Её цель – повысить популярность библиотеки и спрос на её ресурсы и услуги. Идя в ногу со временем библиотека №10 27 мая провела пиар-акцию «БИБЛИОТЕЧНЫЙ ДИЛИЖАНС». Пиар-акция – лучший способ заявить о себе! Основная задача нашей акции – увеличение количества читателей, привлечение горожан в библиотеку, приобщение к чтению.


Действительно, что за библиотека без рекламы и пиара?! Можно добавить, что библиотека неполноценна без барной стойки, телевизора и дивана. А книги как декорация. Но, вспоминая старую советскую сказку «Огонь, вода и медные трубы»: «Палка-то о двух концах!». В обществе, получается, нет запроса на культуру без «пиара», оно, как метко подмечено выше, "ослепло". Выходит, что со времен фильма «Доживем до понедельника» кардинально изменился не только подход, но и общество!
Как же можно назвать этот процесс?


Правильно, декультурация:



Никто не знает свою культуру. Например, почти никто уже не может ответить на вопрос, кого имел в виду Пушкин в своем стихотворении «К морю», где сказано: «Другой от нас умчался гений...»

Украдены или не переданы (то есть отчуждены) способы взаимодействия с культурой. Люди быстро читают (скользят по буквам, которых много). У них нет «терминалов», через которые они могут соприкоснуться с ключевыми точками произведения и, значит, почерпнуть из них энергию. У них отсутствует образный, знаковый, символический капитал.

[газета "Суть Времени", №114].


Упомянутый образный капитал человек получает из книг, музыки, песен, архитектуры, театра, фильмов - словом всего того, что и называется культурой. Помните, Виктор Цой пел: «Перемен требуют наши сердца!». Так ведь и впрямь требуют. Иначе, чем дольше тем сильнее закручивается спираль деградации: дилижанс-библиотека создают цирковую среду, среда требует больше дилижанса, дилижанс старается еще сильнее. На конце спирали возникает вопрос: а зачем библиотека, если есть такой замечательный дилижанс?!
Возвращаясь к проблематике, заданной саратовской библиотекой номер 10: как мы разбудим ослепшее общество, если "дилижанс" лишает его зрения еще сильнее?

Всех кого, также как и меня, волнует этот вопрос прошу прочитать меморандум: «Пора проснуться, иначе катастрофа неминуема».

Posts from This Journal by “библиотека” Tag

  • День библиотеки

    Думаю я, что сейчас страшно не хватает смысловой опоры под ногами. Старые ценности куда-то уходят, а взамен остается «винегрет».…

  • Культ-поход - "Мать" Горького

    Сегодня, стало быть, пойду в библиотеку обсудить роман Горького "Мать". Раньше роман входил в школьную программу. Сейчас, скорее всего,…

  • Читая "Полтаву": урок от Кочубея.

    Обсуждали на лит.клубе "Полтаву" и коснулись политических интриг. В таких играх сложился набор неписанных правил. В них, к сожалению,…

Все что описано, порождено той самой стратегической неопределенностью описанной в Меморандуме. Люди мечутся, понимают, что необходимо движение, но движение в каком направлении? Опираясь на Меморандум можно сориентироваться, не блуждая в потемках Ночи музеев и прочих бессмыслиц.
Точно подмечено: вроде что-то делать надо, а что непонятно. В итоге, хаос. Настало время общественного обсуждения нашего общего стратегического пути.
На мой взгляд, должна существовать и быть тщательно отлаженой такая цепочка: Школа (учителя литературы и истории) - школьная библиотека - районная (близлежащая) библиотека. При кураторстве отдела образования. Тогда нет необходимости в разного рода акциях.
А как завлечь в библиотеку или музей людей, которые в них (музеях) не видят смысла?
Я бы в вашу цепочку добавила начальную школу и убрала кураторство чиновников.
Я про это и говорю. Учителя должны работать, а не маркетологи (к тому же еще такие).
Какая знакомая картина... У нас в Центральной библиотеке та же беда, то игротека, то библионочь с чем угодно, только не с чтением, а то и поделки из книги...
ох уж эти чиновники . как что ляпнут. деградация налицо.
Это какой-то сюрреализм уже. Я вот не понимаю логики тех, кто реализует такие инициативы по созданию "дилижанс-библиотеки". Они таким образом хотят привлечь больше читателей? Но они всегда будут проигрывать на этом поле цирку и развлекательным клубам. Мало того, что клоунское поведение порочит профессиональную честь библиотекаря, но и создает предпосылки для потери и той аудитории, которая сегодня приходит за интеллектуальной пищей. Библиотеки должны доказать, что именно они являются самыми важными институциями, открывающими новые возможности в информационном веке, а не цирки и развлекательные клубы. В этом их основное преимущество сегодня.
Это превращение библиотеки в цирк! Изъятие содержания из формы.
Форма библиотеки без содержания - это скучные посиделки в душных помещениях, для современного "креакла". Ну так и разнообразить, чтобы "скучно" не было.
А содержание - это либералам не свойственно... На содержании пиар не сделаешь...
Как привлечь народ в библиотеки?

Согласна, что это шапито скорее отпугнёт. В советской культуре воспитания и приобщения детей с раннего возраста к чтению/слушанью играли главную роль образовательные учреждения, в том числе и через работу с родителями.

Тесное сотрудничество учителя и школьного библиотекаря: совместное планирование и проведение внеклассных литературных мероприятий с приглашением родителей.

В эти мероприятия входили выставки книг, подобранных в соответствии с возрастом детей, литературные игры с усложнением правил вплоть до диспутов по прочитанному произведению, тематический конкурс рисунков и детских сочинений, чтецов (декламация) и т. д.

В районных библиотеках тоже велась просветительская работа с родителями (через школы). Лекции для родителей, рекомендации, спектакли для школьников, организованные кружком "Книголюбы".

Да, это просветительская и воспитательная функция работников образовательных учреждений. Из опыта такой работы знаю, что чиновники могут заморозить (превратить в галочку на бумаге) живую и плодотворную творческую идею.

Извините, короче не получилось. Вопрос принципиальный поднят. Либо подлинность - либо балаган с ряжеными. Спасибо автору.



Edited at 2015-06-01 10:17 am (UTC)