Степной Берег (step_bg) wrote,
Степной Берег
step_bg

И вновь продолжается бой.


В своей предыдущей заметке я раскритиковал саратовских библиотекарей, решивших сменить квалификацию на цирковую. В противоположность приводил пример из фильма "Доживем до понедельника" и говорил о том, что сегодняшнее общество существенно отличается от советского: появись джин и предложи выполнить желание по возвращению СССР - оно будет неосуществимо, люди поменялись. А вот как можно сегодня, ориентируясь на советский опыт, выстраивать обучение детей рассказывает учитель младшей школы.
Оригинал взят у fedorova_tl в Родители и школа.

Мои верные союзники в битве за детей

К моей второй встрече с родителями первоклассников я готовилась, как к сражению. Без всякого преувеличения. И мне для успеха в работе это сражение надо было выиграть. Иначе – суши вёсла и выматывайся из школы за профнепригодностью: никакого педагогического процесса без союза с семьёй (каждого из моих учеников)  я сотворить не сумею, да и никто не сумеет. Но обо всём по порядку.

Напомню, что речь идёт о массовой общеобразовательной школе – как об основе советского образования.
 (О других типах школ как-нибудь потом).

Всегда считала  наиважнейшей нашу первую встречу: от неё зависит, придут ли родители на последующие наши собрания и…  многое другое.  Это понятно.
 Но меня встревожило настроение родителей, ополчившихся против одного из моих учеников.


Перемены в школе были заметны уже невооружённым глазом – но, понимаете, я-то не собиралась свой педагогический багаж сдавать в камеру хранения и обзаводиться новым.

Небольшое отступление.
Что переменилось за постсоветские годы в школе? Коротко.
Сотрудничество коллектива учителей (обмен опытом, взаимные плановые посещения уроков с интересными и полезными обсуждениями, преемственность между ступенями, наставничество как опёка над начинающим учителем и т. д.),  растаяло в пространстве и заменилось на отдельные замкнутые ячейки-кабинеты под авторитарным руководством директора и на кучу никому ненужных, но занимающих время бумажных издевательских отчётов. Много ещё чего - но это тема отдельного разговора. Здесь я - о родителях.
Самым диким, по моему скромному мнению, было принудительное адресное празднование
1 сентября: начальная школа идёт туда-то и туда-то.
 В обязательном порядке (т. к. «Мы же договорились с кинотеатром!») первоклассников загнали на просмотр двухсерийного фильма из разряда фэнтэзи американского образца в маленький душный зал одного из кинотеатров города.


Малышей, не знакомых толком друг с другом и с учителем, который не всех по именам-то ещё знает, надо было туда как-то довести.

 Разумеется, узнав подробности праздничного «мероприятия» (уже на месте!) мы со скандалом (нам не хотели открыть дверь на выход) вырвались из  «праздничного» заточения и двинулись в обратном направлении.   По дороге остановились отдохнуть в чудесном зелёном сквере, где устроили импровизированный игровой церемониал знакомства всех со всеми.


«Кого интересует ваше мнение?», - высокомерно ответила вопросом на мои претензии к устроителям «праздника» директор школы. Тогда я не придала этому факту значения, которого он заслуживал. Решила, что просто превысила свои полномочия и сказала себе: «Не лезь! Выкручивайся с 1 сентября, как знаешь». И обратилась к родителям, которые очень нам помогли. Заранее оповещая школьное руководство, они устраивали нам все праздники с учётом их смыслового содержания, возраста детей и безопасности проведения – всем на удивление.
  Понимаете теперь, почему я трепетно отношусь к общению с родителями?

Смело могу сказать, что родители – мой второй параллельный класс – опора и защита не только детям, но и мне, их учительнице.
И вдруг мой взрослый класс задумывает бунт на корабле. Я уже обзавелась у них за эту пару месяцев кое-каким авторитетом, но мне же нужно не их подчинение моему диктату, а сотрудничество с ними.
 Обдумала стратегию и тактику боя. Учительница я или где!  И приготовила для них урок труда.

Каждого приходящего просила помочь с изготовлением учебного пособия по математике: счётные диски для изучения второго десятка. Сами малыши ещё не могут сделать это качественно. А без них мне просто никак не обойтись, и нужны они буквально к следующему уроку.
  Картон, цветная бумага, клей, ножницы, кисточки  - приготовлены для каждого. Работу можно подписать именем своего чада. Поскольку приходили они по одному, то и в работу втягивались постепенно. А когда собрались все – я начала со своего сообщения: рассказывала о детях, об их успехах, о наших трудностях – коллектив детский ещё не сформирован; о возникающих  конфликтах и недоразумениях, которые мы, взрослые, должны предупреждать совместными усилиями.

И, наконец, затронула главную тему: выразила  своё  беспокойство по поводу безобразного поступка группы наших мальчиков (первоклашки!), устроивших засаду в туалете и побивших своего одноклассника. У детей я выяснила, что такой совет они получили от одного из пап. Я попросила повременить с возмущёнными высказываниями по поводу пострадавшего и послушать одну короткую историю про десятиклассников нашей школы.
 Юноша попал в больницу с очень серьёзными травмами в результате такого же сговора одноклассников. Кое- кто из родителей об этом слышал. Дело рассматривалось в суде со всеми вытекающими...
Мы  таким образом хотим воспитывать наших малышей?
 Это и есть главный вопрос на сегодня. Каждый из вас думает, что его ребёнок безупречен? Давайте всех исключим из школы и будем воспитывать  только  беспроблемных детей.
(А они есть?). Меня поразило, что наш пострадавший никому не пожаловался, даже родителям. Это я разглядела шишку под его солнечным вихром.
 Нет, без драк не бывает детства, но уж тогда - один на один, а не сворой на одного. Если родители решат, что допустимо в каких-то случаях применять силу – так тому и быть. Но я в этом участвовать не могу и не буду. Я просто уйду из школы.
 Я не рисковала – мы уже были сотрудниками и союзниками. Но если вдруг?

Тогда пришлось бы сдержать обещание.
Я смотрела на взрослых людей, а видела их первоклассниками. Такими внимательными вдруг лица сделались, как у детей на уроке…
Да, сейчас нас пытаются примирить  с тем, что школа – это не Храм Знаний, а лабаз с продажей энного количества сведений, необходимых обслуге;
да, выживающие семьи не могут уделять должного внимания детям.

Но были в нашей Истории времена и  потруднее:  справлялись всегда – справимся и теперь.

Главное поддержать действием тех, кто не хочет отдавать нашу школу, детей в руки либеральных чиновников.
Плодотворно работает Всероссийское Родительское Сопротивление.



Многие учителя и учёные активно поддерживают это Движение, потому что родители составляют подавляющее большинство нашего гражданского общества.
 Вот только защитников много не бывает.
 А родители и учителя вместе - это то, что надо сейчас детям.


Tags: воспитание, дети, школа
Subscribe

Posts from This Journal “дети” Tag

  • У тебя все получится

    Кате почти 3 года. Маленькая Катя еще не научилась терпению. Когда у нее что-то не получается, она бросает свое занятие и заявляет: "Я не…

  • Согласен с Ольгой Васильевой

    Радует то, что сама мысль о необходимости воспитания в школе есть хотя бы у кого-то наверху. Однако, без участия родителей (как минимум родителей)…

  • Наблюдение о форме для школьников

    В последнее время обращаю внимание на появление многих школьников в форме кадетов, мчс, каких-то еще структур, с военно-строевыми элементами…

promo step_bg february 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments