Степной Берег (step_bg) wrote,
Степной Берег
step_bg

Categories:

Подвиг против чуда. "Великий Инквизитор" - часть 3.


Проезжая по трассе М5, на пути из Сызрани в Москву, в пензенской области можно встретить скромный плакат с фотографией солдата. На нем изображен Евгений Родионов, в 19 лет казненный бандитами за отказ отречения от веры. Зная, что за это полагается смерть, Евгений совершил подвиг и тем самым остался со своим богом.

Разбирая притчу «Великий Инквизитор», мы увидели обе стороны человека — его силу (в подвиге и боге) и его слабость (в хлебе и чуде).

Обсудив обет свободы, который несет Иисус в притче Ивана Карамазова, слабость человека перед хлебом и желанием успокоения совести, Великий Инквизитор уточнил, что на земле существуют единственные три силы, «могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия, - эти силы: чудо, тайна и авторитет».

А затем заговорил о развилке путей подвига и чуда. Остаться с богом человек может только следуя подвигу Иисуса,- но именно подвигу, «не нуждаясь в чуде». Потому что в обратной ситуации, отвергнув чудо, человек отвергнет и бога, т. к. по мнению Инквизитора «человек ищет не столько бога сколько чудес». «И так как человек оставаться без чуда не в силах, то насоздаст себе новых чудес, уже собственных, и поклонится уже знахарскому чуду, бабьему колдовству».




"И Андpей закpичал: я покину пpичал
Если ты мне откpоешь секpет
И Спаситель ответил: Спокойно Андpей
Никакого секpета здесь нет
Видишь там на гоpе возвышается кpест
Под ним десяток солдат повиси-ка на нем
А когда надоест возвpащайся назад
Гулять по воде со мной".


Люди ждали от Христа Чуда: «сойди с креста и уверуем, что это ты», но он отказался сходить, поскольку «жаждал свободной веры, а не чудесной». Т.е. поставил человека на высокую планку — наравне с собой. Столь уважая человека, говорит Инквизитор, Иисус перестал ему сострадать, «потому что слишком много от него и потребовал». Ведь, по мнению Великого Инквизитора, Христос был бы ближе к любви, если менее его уважал, не задирая столь высокую планку требований.


В споре мертвого духа и Иисуса нет победителя: хотя люди и могут быть слабы, но подвиг Евгения Родионова однозначно показывает, что человек не обречен попасть под власть демона. Выполняя свое предназначение, находясь в состоянии борьбы за развитие, человек приближается к богу. Отказываясь от борьбы переходит в состояние
вечного бунтующего ребенка, который «слаб и подл».


Дальше Великий Инквизитор объясняет какая именно участь ждет бунтующих детей: «Будет тысячи миллионов счастливых младенцев и сто тысяч страдальцев, взявших на себя проклятие познания добра и зла».


Счастливые младенцы...


Заметка составлена по материалам статей «Судьба гумманизма в 21 столетии" в номерах 57 и 58 газеты «Суть Времени».

«Великий Инквизитор».
Часть 1.
Часть 2.


Tags: Великий Инквизитор, Достоевский, книги, подвиг, свобода
Subscribe
promo step_bg февраль 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments