Беглый Чехов


В комментариях к заметке "Экстравагантный способ бегства" была высказана такая мысль, что классика скучна для читателя. В нашем ускоряющемся темпе жизни с огромными потоками обрабатываемой информации - классика не нашла себе места ни в нише развлечения, ни в нише быстрой практической отдачи. А если читать ее глазами "наискосок", то сюжет, например, "Фауста" отожмется до совместных гуляний искушаемого  чертом героя; "Братьев Карамазовых" можно описать восемью словами: сын убил отца,но оказалось, что не Дмитрий; а "Крыжовник" Чехова останется скучной историей о брате-садоводе.

- О чем твои стихи? - Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то.
С. Маршак.


Если не брать в расчет детство, то я и сам, до последнего времени, не притрагивался к Чехову и Достоевскому. Пока не понял, что глубокий смысл в классике есть, но до него нужно хотеть и уметь докопаться.


В одной из передач "Смысла Игры" зашла речь о трех философских школах средневековья: реалистах, номиналистах и концептуалистах. Дескать, представители первой школы искали божий промысел во всем происходящем - дуновении ветра, ударе молнии, внезапной болезни и т.д. Номиналисты, наоборот, полагали, что все существует само по себе. А концептуалисты утверждали, что смысл существует, но до него необходимо доходить "очень серьезно разбираясь в реальности".


Цитата:



Вот было на самом деле три фундаментальные философские школы (я бы сказал даже — школы мысли) в средние века, у которых корни уходят в глубочайшую древность и так далее. Очень важно понимать, чем они отличались друг от друга и что они породили. Одна из этих школ называлась «номиналисты», другая — «реалисты», а третья, о которой меньше говорят — «концептуалисты». Имеются в виду не современные концептуалисты, а концептуалисты эпохи Абеляра, это Средние века. И все эти школы были средневековые. В чем разница была между этими школами?


Реалисты считали, что у всего есть высший или, как в таких случаях говорят, трансцендентный, трансцендентальный смысл: «Упал лист с дерева — это Бог разговаривает с тобой, оторвав лист от дерева. Капнула капля — это опять-таки послание тебе от Высших сил». Это была целая школа средневековая. Она называлась «реалисты». Номиналисты говорили: «Нет. Нет этого никакого смысла, он существует отдельно, а вот в реальной жизни всё как-то так на живую нитку друг с другом связано, порождается случайными толчками случайных сил. И не надо искать во всем этот Высший промысел». Концептуалисты — третья школа, которые известны меньше всего (хотя имя Абеляра, я думаю, достаточно на слуху — это очень известный метафизик и философ Средних веков), они говорили: «Послушайте, смысл есть, но до него нужно добраться, очень серьезно разбираясь в реальности. Нельзя лишить реальность Высшего смысла, он существует в ней. Трансцендентное существует в имманентном, вот в том что есть, в этом мире. Оно как-то там присутствует. Где-то, в определенных дозах, определенным образом».

Дальше произошло следующее. Вот в наши дни из номиналистов, которые, между прочим, были достаточно умными людьми и вполне прогрессивными для Средних веков, родились так называемые позитивисты и неопозитивисты. Это люди, которые вообще отрицают что-нибудь, кроме события. Они не хотят даже использовать какую-нибудь закономерность, которая придает событиям смысл. Событие — это событие. Вот произошло то, что произошло. Вот есть факт — и всё.


А из школы реалистов, да простят мне эти великие люди Средних веков, родились современные конспирологи, которые, ничтоже сумняшеся, приписывают любой произвольный смысл любому событию. Вот как хотят. Поскольку позитивизм и неопозитивизм — это мейнстрим, главная тенденция современности (по крайней мере, — западной), то все озверели от этого позитивизма, неопозитивизма, то есть от песни акына такой: «Степь. Караван идет. Один верблюд прошел, второй верблюд прошел...» — и ничего, кроме этих бесконечных описаний. И все хотят смысла. Тогда появляются бойкие ребята, которые любой смысл вам нарисуют. Вот они проснулись сегодня, почесали в затылке, думают: «Как бы там смысл придать всему этому делу? А! Вот!» — «Ах, не может быть!». На следующий день — противоположный смысл. И каждый раз удовлетворена некая потребность в смысле.


Это же и есть трагическая черта нашего времени, что люди, которые звереют справедливо от этого позитивизма, неопозитивизма, то есть, по большому счету, — от бессмыслия, и формируют запрос на смысл, получают удовлетворение этого запроса в глубоко извращенных формах — в этой самой конспирологии, которая, повторяю, является дикой пародией на средневековый реализм.


Концептуалисты никуда не ушли. Они существовали в эпоху торжества реализма средневекового и отстаивали свое право искать смысл более тщательно, нежели просто с помощью произвольных трактовок Божественного промысла, согласно которому лист упал с дерева. Они тогда существовали отнюдь не на первом плане, но существовали. Они и сейчас существуют в современном научном мире, несмотря на то, что там абсолютно победил позитивизм и неопозитивизм, то есть номинализм прошлого. И он-то как раз вполне серьезно отстаивает то, что он есть истина в последней инстанции. А рядом существует вот эта конспирологическая шиза в небольших дозах. Для желающих она и есть вот эта пародия, третий раз повторяю, на средневековый реализм. Концептуалисты были всегда. И самое трудное — это вот пройти средним путем между реализмом или его современными бредовыми вариантами и номинализмом и его бредовыми вариантами.

Таким образом, я нашел для себя ценность классической литературы не только в обогащении внутреннего мира, но и в способности выступить проводником на жизненном пути. Даже мыши мрут от бестолкового существования. Что говорить про человека, который, со слов Достоевского, прежде чем понять как жить, хочет знать для чего.

Recent Posts from This Journal

promo step_bg february 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
Что есть в мире ценнее, чем наша классическая литература, мы об этом позабыли, а зря.
В этом и есть игра. Время - это ресурс, которым каждому надо как-то распорядиться. Кто-то потратит его на чтение Достоевского, а, возможно, еще и на фантазера ( мое исключительно частное мнение) Льва Толстого. А кто-то на изучение математики. Третий - на просмотр футбола. И может случиться так, что третий обойдет всех, и первого и второго. Это игра.
А как Вы определите термин "жизнь"? (Чтобы я смог понять Ваш вопрос.)
С учетом вашего предыдущего высказывания - не игра. Реальная и настоящая жизнь, наполненная смыслом, созвучным истории и историческому процессу.
Толковый словарь Ушакова говорит, что жизнь - Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни.

С чем собственно я солидарен.
Помните знаменитую арию Ленского из "Пиковой дамы"?
Тут мне уже напомнили, что жизнь - это не игра))
А я вот вспомнил как в 90-е годы в популярной "Что Где Когда" шла эта композиция. И мало кто лез посмотреть чем там дело у Ленского закончилось. Зато многие принимали за установку, что жизнь, действительно, игра.
>>>Зато многие принимали за установку, что жизнь, действительно, игра.

Ну, собственно, я-то продолжаю считать так)))
А именно, что игра это человеческая (то есть, искусственная) модель эволюционного отбора.
Что наша жизнь - игра,
Добро и зло, одни мечты.
Труд, честность, сказки для бабья,
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья,
Сегодня ты, а завтра я.

Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи,
Пусть неудачник плачет,
Пусть неудачник плачет,
Кляня, кляня свою судьбу.

Есть еще позиция и она даже отражена в куплете, которая говорит, что жизнь- борьба. Помните у Блока: "И вечный бой, покой нам только снится".