Степной Берег (step_bg) wrote,
Степной Берег
step_bg

Categories:

В поисках виноватого: о быте и политике.


В практику человеческих взаимоотношений все чаще входит модель "Ищем виноватого!", которая, осознанно или нет, прячет возникающие проблемы за стальные двери, вытаскивая наружу только бурю эмоций. Проще говоря: разум засыпает, просыпаются инстинкты. Подход "Ату его!" можно увидеть не только в бытовых ситуациях, но и в политической практике.

В этой путанице можно было совсем потеряться, а сердце Алеши не могло выносить неизвестности, потому, что характер любви его был всегда деятельный. Любить пассивно он не мог, возлюбив, он тотчас же принимался и помогать. А для этого надо было поставить цель, надо твердо было знать, что каждому из них хорошо и нужно, а утвердившись в верности цели, естественно каждому из них и помочь. Но вместо твердой цели во всем была лишь неясность и путаница. «Надрыв» произнесено теперь!
Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы"

В книге "Грамматика общения" Юлии Сергеевны Крижанской (которую я как-то раз уже упоминал) есть  глава, посвященная ролям в позиции общения. Там приводится схема установок, разработанная Э. Берном. В сокращенном виде, ее можно передать так. Два собеседника относительно друг друга могут занимать три типа ролей: ребенок, родитель, взрослый. Первые две выражают отношение подчиненного или подчинения, и только позиция "взрослого" направлена на взаимодействие с реальностью. В качестве простого примера берется случайный порез жены и реакция на него мужа. Реакция "муж-родитель" направлена на перевоспитание жены: "Ничего удивительного! Ты неловкая!". Реакция "муж-ребенок" создает защиту от неприятной ситуации: "Ну почему так не вовремя, теперь мы опоздаем в кино". И только желание отреагировать на реальные обстоятельства (здесь, помочь) будет реакцией "Взрослого": "О, тебе, наверное, больно. Сейчас я тебя перевяжу". Удивительно, как поведение "Взрослой роли" совпадает с деятельным характером любви, в приведенной выше цитате из "Братьев Карамазовых" и как остальные "надрывные" роли вносят неясность и путаницу.

Поиск виноватого - верный способ избежать решения задачи (проблемы).

В быту, как следует из книги, люди неосознанно применяют все типы ролей. Хотя, понятно, стремиться необходимо именно к взрослому типу поведения.

Ну а что же в  политической жизни?
Одна из наиболее простых "грязных" технологий - "поиск виноватого". На первом этапе ищется любой маломальский мелочный повод, за который нужно зацепиться: найти яму на дороге или нехорошее слово на заборе. Если подходящий повод под руку не попадается, то можно выразить возмущение "фундаментальными проблемами" в городе, области, стране. Ключевым отличием от деятельной критики будут общие формулировки - "за все хорошее, против всего плохого". Достоинство такого подхода в том, что всегда можно сделать шаг в сторону и сказать: "Ну, я же вам говорил, вот видите!".
Вторым этапом, создается негативный собирательный образ, в котором сходятся все "фундаментальные проблемы". Это очень удобно - своей вины и ответственности за происходящее нет, а враг найден. Выходившие на Майдан украинцы предпочитают искать "плохого президента" - Януковича или Путина, но не признаться в том, что, выходя на площадь с гневными матерными криками, они своими руками сорвали резьбу и пожинают свои плоды. Кстати, использование пресловутого образа "злого Суркова", который любит использовать известный славянский беглец, из той же серии.

На третьем этапе говорится: "Они - плохие, должны уйти, а мы - хорошие, придем". Ни о каких компромиссах и договоренностях, ни о каком общественном договоре - и речи быть не может. Только война! Ну а кто сказал, что "бескомпромиссный герой" вылеплен из иного теста? Что же, Яценюк лучше Азарова? Или Навальный победит коррупцию? Эльдар Рязанов в своем фильме "Гараж" ярко продемонстрировал образы людей, не желающих искать компромиссы.
Взрослое поведение, в быту и в политике, предполагает взаимодействие с реальностью и описывается словами Григория Мелехова: "Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый". В ином случае, наступает "эмоциональный надрыв" и раздувается пузырь. А имитация политической работы и борьбы за идеалы заменяет деятельный подход.

Tags: воспитание, надрыв, эмоции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo step_bg february 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments