Степной Берег (step_bg) wrote,
Степной Берег
step_bg

Categories:

Конспект лекции А.Кураева "Мастер и Маргарита" - "Академия".


Тезисное конспектирование передачи "Академия" на канале культура, посвященной "Мастеру и Маргариту". Лектор - Андрей Кураев. Позицию автора старался передать максимально корректно. Время кадра в ролике обозначено в формате [минута.секунда]. Цитаты из текста книг вынесены в рамку.

Вводная часть - значимость понимания слов Булгакова.
[3.50] Воланд объясняет цель своего прибытия в Москву.


«<...>...подтвердил профессор и пояснил: – Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист».

Герберт Аврилакский - Римский папа (999-1003) Сильвестр 2.
Легенда (памфлет) о Сильвестре 2. Книга заклинаний, в ней рассказ о договоре с дьяволом. Первый литературный Фауст. Фауст - тот, кто вступает в договор с дьяволом ради знаний.

[7.40] Воланд упоминает первого Фауста, а, на самом деле, ищет встречи с последним Фаустом (Мастером).
[4.40] Необычный образ Сатаны. Воланд - потрясающе честен.

Уметь слышать пустоты.
[8.00]  Во всем рассказе о Иешуа ни разу не употребляется слово "крест", "распятие"
В московских главах "крест" есть.

[8.30] тень от шпаги Воланда. Чтобы понять этот сюжет нужно обратиться к опере Гуно - "Фауст ".
Фауст влюбляется в Маргариту и ему требуется устранение покровителя Маргариты - ее брата Валентина.В либретто перед дракой шпага Валентина разлетается на куски (Валентин нападает на Мефистофеля, но у него тотчас же ломается шпага.)

Валентин переворачивает обломок шпаги эфесом вверх и Мефистофель отступает. Эфес вверх это крест и мефистофель его боится. У Воланда таже ситуация, но он не боится креста от шпаги, поскольку Валентин верил в силу своего креста, связывая его со шпагой. У Воланда такой связи нет и ему тень от шпаги безразлична.

[10.50] Финальная сцена - золотые маковки Новодевичьего монастыря, кресты, горящие в закатном солнце.
[11.10] Обманутый буфетчик вместо шляпы держит беретку, буфетчик перекрестил беретку и она превращается в кота. Крестное знамение - неприятно для члена свиты Воланда.

Как совместить отсутствие креста в рассказе о ПП и реакция субъектов свиты на крест в московских главах.
[12.30] Мысль Павла Флоренского: разные виды искусства можно квалифицировать по степени их деологичности и агресивности.
Самое монологичное искусство - скульптура, поскольку не допускает диалога с собой. Самое свободное и пластическое искусство - музыка: каждый нагружает прослушанные аккорды своими смыслами. Кино менее идеологично, чем книга.

[13.40] Отношения между Мастером и Маргаритой со стороны Маргариты не являются отношениями любви. Мастер любит Маргариту, но есть ли ответные чувства?

1. Настроенность на поиск приключений.
Маргарита тоскует по Мастеру, идет по Москве, к ней присаживается мужчина и Маргарита отшила его.


«Люди проходили мимо Маргариты Николаевны. Какой то мужчина покосился на хорошо одетую женщину, привлеченный ее красотою и одиночеством. Он кашлянул и присел на кончик той же скамьи, на которой сидела Маргарита Николаевна. Набравшись духу, он заговорил:
– Определенно хорошая погода сегодня...
Но Маргарита так мрачно поглядела на него, что он поднялся и ушел.
"Вот и пример, – мысленно говорила Маргарита тому, кто владел ею, – почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово "определенно"? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?"».


Кураев говорит, что Маргарита жалеет о ненакрашенных губах (не нашел в тексте).
2. Бал у сатаны.
Фрида подходит к Маргарите. Трагедия Маргариты - бездетность. У Фриды был малыш и она убила свое счастье. Встречаются две противоположности. Маргарита дает  подлый совет.


«– Я люблю, – моляще говорила женщина и вдруг механически стала повторять: – Фрида, Фрида, Фрида! Меня зовут Фрида, о королева!
– Так вы напейтесь сегодня пьяной, Фрида, и ни о чем не думайте, – сказала Маргарита».


Маргарита ходатайствует перед Воландом за Фриду. У Маргариты один шанс и она тратит его на Фриду. Но не из-за морали, а ради себя.


«Воланд и, обратившись к Маргарите, спросил: – Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек?
– Нет, – с силой ответила Маргарита, – я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло.
– А, – сказал Воланд, – это понятно».


3. Появление Мастера.
[17.00]


«- Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, – сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой».

Маргарита никогда не именует Мастера, мы не знаем как его зовут. Потребительское отношение у Маргариты.
Мир сатаны - мир перверсий, все наоборот.
"А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я". звучит угрожающе.
[18.10]

Ключевые вопросы Кураева.
1. Является ли роман Булгакова той увлекательной игрой, которой его представляет современный человек?
Игра в романе есть, но она не главная. Воспоминания Елены Сергеевны Булгаковой. Булгаков перед смертью просил принести рукопись романа, прижимал к груди и говорил "Пусть знают". В другом варианте Булгаков крестит роман. В дневниках Е.С. пишет, что Булгаков говорил "Отрекаюсь от всего - бога, романа, лишь бы не болела голова и просил пистолет застрелиться".
Булгаков понимал, что Воланду его роман не по духу.

[20.40]
У Булгакова были непростые отношения в театре.
В московских главах романа развивается сюжет двух произведений Булгакова "Собачье сердце" и "Роковые яйца".
В финале Воланд показывает Мастеру на созданного им персонажа, который обретает реальность.


«Ваш роман прочитали, – заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, – и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».





Между Мастером и Понтием Пилатом начинаются сложные отношения.

[22.17]
2. Кто из персонажей московского романа является автором рассказа о ПП? Мастер?
Трижды пилатовские главы появляются в московском романе и каждый раз новым путем: рассказ Воланда, сон Иванушки, чтение Маргаритой рукописи Мастера. При этом стилистика подразумевает, что это один и тот же текст. У него должен быть один автор. Кто? Иванушка может контроллировать речь Воланда или речь Мастера? Мастер может контролировать сны Иванушки? Воланд может контроллировать сны Иванушки и речь Мастера?
В ранних рукописях Б. Мастера нет и рассказывает Воланд, который и есть автор.

[24.04]
По православию люди совершеннее чем ангелы. «Не ангельское дело творить, ангельское дело – предстоять» (Иоанн Златоуст). Ангел - почтальон, вестник. Человек сложен. Значит в силу телесности человека, у человека есть дар творчества. Падшим ангелам нужны медиаторы - талантливые люди, на услужении им. Вероятно, по этой причине Булгаков развел рассказчика и творца: Мастер - гениальный рассказчик, но интуицию черпает не внутри.

[25.00]
3. Каковы отношения Мастера и Воланда?
Формально они незнакомы.
Воланд при знакомстве говорит "Вы и есть тот самый мастер?"
Рассказ Иванушки в психушке.


«Гость сочувственно положил руку на плечо бедного поэта и сказал так:
– Несчастный поэт! Но вы сами, голубчик, во всем виноваты. Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато. Вот вы и поплатились. И надо еще сказать спасибо, что все это обошлось вам сравнительно дешево».


Мастер сам назвал, что речь идет о сатане, т.е. эти персонажи ранее уже встречались.
[26.40]
Мастер работает в музее и выигрывает 100 000 рублей по облигации. В ранних версиях указывалось, что он нашел ее в корзине с грязным бельем (тема ритуальной нечистоты). Мастер помнил, что выигрышное число начиналось с цифры 13.
Первое, что дает В. Мастеру - свободу. Дает грант. Второй дар - интуиция Мастера. Третий дар Воланда - Маргарита.

Знакомство с Маргаритой произошло в пустых арбатских переулках. М. в черном с желтыми цветами.


«Тут глаза гостя широко открылись, и он продолжал шептать, глядя на луну:
– Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет».


Когда Воланду нужно кого-то с кем-то законтактировать, он образует вакуум.
Маргарита - не муза.

Фауст - персонаж с объединением мужества и знания.
Булгаков расщепляет роман на два Фауста: знания у Мастера, мужество у Маргариты.

[28.50]
Роль Маргариты - заставить Мастера выдать созданное им произведение в мир людей.

[29.20]
Роль мастера была важна для Воланда и неприемлема для СССР.

Предпочтение последней авторской правке. Этот закон Кураев не распространяет на произведения советской литературы. Автор, по Кураеву, в СССР сначала пишет от чистого сердца, а потом уродует текст для цензуры.
Берлиоз в ранних вариантах - редактор "Богоборца". Берлиоз заказал Иванушке стишата с карикатурой на Христа. В обличительной речи Иванушки получилось, что хотя Христос и гад, но он реально был. Воланд говорит, что почел бы за честь работать в "Богоборце". Воланд негативен к Мастеру : в тебя столько вложено, а ты не оправдал средств.

[32.00]
Роман хорошо кончается? Где наши?
В романе нет положительных, с точки зрения автора, персонажей.
[33.00] Иешуа. На лексическом уровне Мастер пишет о Иешуа:"заискивающе улыбнулся", "шмыгнул носом".
Кураев критикует Толстого.
Воланд. первое появление. "Разноцветные зрачки". Булгаков - сифилитолог. Разноцветные зрачки - признак далеко зашедшего сифилиса.
Маргарита. Рисуется ведьмой.
Морализатора в романе нет.

[34.50]
Хорошо ли заканчивается роман?
О Мастере. Он не заслужил света, но заслужил покой. Иешуа - создание Воланда. Просит Воланда за Мастера. Покой без света - могила. Русская традиция (Лермонтов).
О Маргарите. В конце дают домик в вишневом саду с витражами. Никто из европейских фаустов не получал за проданную душу решение квартирного вопроса - мещанское счастье. Но в деталях всюду фальсификат.
[36.40]


«<...> ... И там тоже, – Воланд указал в тыл, – что делать вам в подвальчике? – тут потухло сломанное солнце в стекле. – Зачем? – продолжал Воланд убедительно и мягко, – о, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет».


У Гете Гомункул - "несчастнейшее из земных созданий." Он создан в мире идей и у него нет плоти, он мечтает ее обрести и ему не удается. Гомункул разбивает свою реторту у подножия матерей природы. Сможет ли мастер создать Гомункула? 1. Мастер - творческий импотент; 2. Мастер - сам привидение 3. Мастер - Фауст? Нужно обратить внимание на цветные стекла у Гете.


«Но как? Назло своей хандре
Еще я в этой конуре,
Где доступ свету загражден
Цветною росписью окон!
Где запыленные тома
Навалены до потолка;
Где даже утром полутьма
От черной гари ночника;
Где собран в кучу скарб отцов.
Таков твой мир! Твой отчий кров!
И для тебя еще вопрос,
Откуда в сердце этот страх?
Как ты все это перенес
И в заточенье не зачах,
Когда насильственно, взамен
Живых и богом данных сил,
Себя средь этих мертвых стен
Скелетами ты окружил?»


[38.12] В готических соборах витражи радуют только в солнечный день, в пасмурный они жутки. Фауста тошнит от витражей.

[38.52] Чернильница с гусиным пером - издевка. Она будет царапать писательскую совесть Мастера, потому что он уже не может писать.

Обещание цветущего вишневого сада. Вишни цветут в мае. Май в романе.
Первые строчки:
"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина".
Действие происходит, вероятно, в мае.
Общая боль у всех персонажей - все хотят что-то забыть. Май - когда маялась Мастер и Маргарита - с ними всегда. Вечно цветущий сад никогда не плодоносит - намек на бесплодие Маргариты и творчество Мастера.
Профанация.
Мастер окажется в очень неприятном месте.

[41.04]
Зачем Булгакову такая сложная картинка?
Логический прием в полемике. Доведение до абсурда. На время соглашаешься с человеком и показываешь, что если он прав, то последуют такие-то недопустимые выводы. Т.о. Булгаков критиковал безбожный СССР, но не мог делать это публично. С т.з. Булгакова: "Предположим вы [СССР] правы, что тогда будет".
Цитата Цоя: "Если есть тьма, должен быть свет". Тьма в романе показана прекрасно, она не всесильна, а, значит, есть свет. Ссылка на Бердяева [не нашел] о "могущественном зле в этом мире" как обосновании существовании света.

Tags: Булгаков, Кураев, Мастер и Маргарита, видео, конспект, лекция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo step_bg february 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments