Конспект лекции А.Кураева "Мастер и Маргарита" - "Академия".


Тезисное конспектирование передачи "Академия" на канале культура, посвященной "Мастеру и Маргариту". Лектор - Андрей Кураев. Позицию автора старался передать максимально корректно. Время кадра в ролике обозначено в формате [минута.секунда]. Цитаты из текста книг вынесены в рамку.

Вводная часть - значимость понимания слов Булгакова.
[3.50] Воланд объясняет цель своего прибытия в Москву.


«<...>...подтвердил профессор и пояснил: – Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист».

Герберт Аврилакский - Римский папа (999-1003) Сильвестр 2.
Легенда (памфлет) о Сильвестре 2. Книга заклинаний, в ней рассказ о договоре с дьяволом. Первый литературный Фауст. Фауст - тот, кто вступает в договор с дьяволом ради знаний.

[7.40] Воланд упоминает первого Фауста, а, на самом деле, ищет встречи с последним Фаустом (Мастером).
[4.40] Необычный образ Сатаны. Воланд - потрясающе честен.

Уметь слышать пустоты.
[8.00]  Во всем рассказе о Иешуа ни разу не употребляется слово "крест", "распятие"
В московских главах "крест" есть.

[8.30] тень от шпаги Воланда. Чтобы понять этот сюжет нужно обратиться к опере Гуно - "Фауст ".
Фауст влюбляется в Маргариту и ему требуется устранение покровителя Маргариты - ее брата Валентина.В либретто перед дракой шпага Валентина разлетается на куски (Валентин нападает на Мефистофеля, но у него тотчас же ломается шпага.)

Валентин переворачивает обломок шпаги эфесом вверх и Мефистофель отступает. Эфес вверх это крест и мефистофель его боится. У Воланда таже ситуация, но он не боится креста от шпаги, поскольку Валентин верил в силу своего креста, связывая его со шпагой. У Воланда такой связи нет и ему тень от шпаги безразлична.

[10.50] Финальная сцена - золотые маковки Новодевичьего монастыря, кресты, горящие в закатном солнце.
[11.10] Обманутый буфетчик вместо шляпы держит беретку, буфетчик перекрестил беретку и она превращается в кота. Крестное знамение - неприятно для члена свиты Воланда.

Как совместить отсутствие креста в рассказе о ПП и реакция субъектов свиты на крест в московских главах.
[12.30] Мысль Павла Флоренского: разные виды искусства можно квалифицировать по степени их деологичности и агресивности.
Самое монологичное искусство - скульптура, поскольку не допускает диалога с собой. Самое свободное и пластическое искусство - музыка: каждый нагружает прослушанные аккорды своими смыслами. Кино менее идеологично, чем книга.

[13.40] Отношения между Мастером и Маргаритой со стороны Маргариты не являются отношениями любви. Мастер любит Маргариту, но есть ли ответные чувства?

1. Настроенность на поиск приключений.
Маргарита тоскует по Мастеру, идет по Москве, к ней присаживается мужчина и Маргарита отшила его.


«Люди проходили мимо Маргариты Николаевны. Какой то мужчина покосился на хорошо одетую женщину, привлеченный ее красотою и одиночеством. Он кашлянул и присел на кончик той же скамьи, на которой сидела Маргарита Николаевна. Набравшись духу, он заговорил:
– Определенно хорошая погода сегодня...
Но Маргарита так мрачно поглядела на него, что он поднялся и ушел.
"Вот и пример, – мысленно говорила Маргарита тому, кто владел ею, – почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово "определенно"? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?"».


Кураев говорит, что Маргарита жалеет о ненакрашенных губах (не нашел в тексте).
2. Бал у сатаны.
Фрида подходит к Маргарите. Трагедия Маргариты - бездетность. У Фриды был малыш и она убила свое счастье. Встречаются две противоположности. Маргарита дает  подлый совет.


«– Я люблю, – моляще говорила женщина и вдруг механически стала повторять: – Фрида, Фрида, Фрида! Меня зовут Фрида, о королева!
– Так вы напейтесь сегодня пьяной, Фрида, и ни о чем не думайте, – сказала Маргарита».


Маргарита ходатайствует перед Воландом за Фриду. У Маргариты один шанс и она тратит его на Фриду. Но не из-за морали, а ради себя.


«Воланд и, обратившись к Маргарите, спросил: – Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек?
– Нет, – с силой ответила Маргарита, – я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло.
– А, – сказал Воланд, – это понятно».


3. Появление Мастера.
[17.00]


«- Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, – сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой».

Маргарита никогда не именует Мастера, мы не знаем как его зовут. Потребительское отношение у Маргариты.
Мир сатаны - мир перверсий, все наоборот.
"А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я". звучит угрожающе.
[18.10]

Ключевые вопросы Кураева.
1. Является ли роман Булгакова той увлекательной игрой, которой его представляет современный человек?
Игра в романе есть, но она не главная. Воспоминания Елены Сергеевны Булгаковой. Булгаков перед смертью просил принести рукопись романа, прижимал к груди и говорил "Пусть знают". В другом варианте Булгаков крестит роман. В дневниках Е.С. пишет, что Булгаков говорил "Отрекаюсь от всего - бога, романа, лишь бы не болела голова и просил пистолет застрелиться".
Булгаков понимал, что Воланду его роман не по духу.

[20.40]
У Булгакова были непростые отношения в театре.
В московских главах романа развивается сюжет двух произведений Булгакова "Собачье сердце" и "Роковые яйца".
В финале Воланд показывает Мастеру на созданного им персонажа, который обретает реальность.


«Ваш роман прочитали, – заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, – и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».





Между Мастером и Понтием Пилатом начинаются сложные отношения.

[22.17]
2. Кто из персонажей московского романа является автором рассказа о ПП? Мастер?
Трижды пилатовские главы появляются в московском романе и каждый раз новым путем: рассказ Воланда, сон Иванушки, чтение Маргаритой рукописи Мастера. При этом стилистика подразумевает, что это один и тот же текст. У него должен быть один автор. Кто? Иванушка может контроллировать речь Воланда или речь Мастера? Мастер может контролировать сны Иванушки? Воланд может контроллировать сны Иванушки и речь Мастера?
В ранних рукописях Б. Мастера нет и рассказывает Воланд, который и есть автор.

[24.04]
По православию люди совершеннее чем ангелы. «Не ангельское дело творить, ангельское дело – предстоять» (Иоанн Златоуст). Ангел - почтальон, вестник. Человек сложен. Значит в силу телесности человека, у человека есть дар творчества. Падшим ангелам нужны медиаторы - талантливые люди, на услужении им. Вероятно, по этой причине Булгаков развел рассказчика и творца: Мастер - гениальный рассказчик, но интуицию черпает не внутри.

[25.00]
3. Каковы отношения Мастера и Воланда?
Формально они незнакомы.
Воланд при знакомстве говорит "Вы и есть тот самый мастер?"
Рассказ Иванушки в психушке.


«Гость сочувственно положил руку на плечо бедного поэта и сказал так:
– Несчастный поэт! Но вы сами, голубчик, во всем виноваты. Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато. Вот вы и поплатились. И надо еще сказать спасибо, что все это обошлось вам сравнительно дешево».


Мастер сам назвал, что речь идет о сатане, т.е. эти персонажи ранее уже встречались.
[26.40]
Мастер работает в музее и выигрывает 100 000 рублей по облигации. В ранних версиях указывалось, что он нашел ее в корзине с грязным бельем (тема ритуальной нечистоты). Мастер помнил, что выигрышное число начиналось с цифры 13.
Первое, что дает В. Мастеру - свободу. Дает грант. Второй дар - интуиция Мастера. Третий дар Воланда - Маргарита.

Знакомство с Маргаритой произошло в пустых арбатских переулках. М. в черном с желтыми цветами.


«Тут глаза гостя широко открылись, и он продолжал шептать, глядя на луну:
– Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет».


Когда Воланду нужно кого-то с кем-то законтактировать, он образует вакуум.
Маргарита - не муза.

Фауст - персонаж с объединением мужества и знания.
Булгаков расщепляет роман на два Фауста: знания у Мастера, мужество у Маргариты.

[28.50]
Роль Маргариты - заставить Мастера выдать созданное им произведение в мир людей.

[29.20]
Роль мастера была важна для Воланда и неприемлема для СССР.

Предпочтение последней авторской правке. Этот закон Кураев не распространяет на произведения советской литературы. Автор, по Кураеву, в СССР сначала пишет от чистого сердца, а потом уродует текст для цензуры.
Берлиоз в ранних вариантах - редактор "Богоборца". Берлиоз заказал Иванушке стишата с карикатурой на Христа. В обличительной речи Иванушки получилось, что хотя Христос и гад, но он реально был. Воланд говорит, что почел бы за честь работать в "Богоборце". Воланд негативен к Мастеру : в тебя столько вложено, а ты не оправдал средств.

[32.00]
Роман хорошо кончается? Где наши?
В романе нет положительных, с точки зрения автора, персонажей.
[33.00] Иешуа. На лексическом уровне Мастер пишет о Иешуа:"заискивающе улыбнулся", "шмыгнул носом".
Кураев критикует Толстого.
Воланд. первое появление. "Разноцветные зрачки". Булгаков - сифилитолог. Разноцветные зрачки - признак далеко зашедшего сифилиса.
Маргарита. Рисуется ведьмой.
Морализатора в романе нет.

[34.50]
Хорошо ли заканчивается роман?
О Мастере. Он не заслужил света, но заслужил покой. Иешуа - создание Воланда. Просит Воланда за Мастера. Покой без света - могила. Русская традиция (Лермонтов).
О Маргарите. В конце дают домик в вишневом саду с витражами. Никто из европейских фаустов не получал за проданную душу решение квартирного вопроса - мещанское счастье. Но в деталях всюду фальсификат.
[36.40]


«<...> ... И там тоже, – Воланд указал в тыл, – что делать вам в подвальчике? – тут потухло сломанное солнце в стекле. – Зачем? – продолжал Воланд убедительно и мягко, – о, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет».


У Гете Гомункул - "несчастнейшее из земных созданий." Он создан в мире идей и у него нет плоти, он мечтает ее обрести и ему не удается. Гомункул разбивает свою реторту у подножия матерей природы. Сможет ли мастер создать Гомункула? 1. Мастер - творческий импотент; 2. Мастер - сам привидение 3. Мастер - Фауст? Нужно обратить внимание на цветные стекла у Гете.


«Но как? Назло своей хандре
Еще я в этой конуре,
Где доступ свету загражден
Цветною росписью окон!
Где запыленные тома
Навалены до потолка;
Где даже утром полутьма
От черной гари ночника;
Где собран в кучу скарб отцов.
Таков твой мир! Твой отчий кров!
И для тебя еще вопрос,
Откуда в сердце этот страх?
Как ты все это перенес
И в заточенье не зачах,
Когда насильственно, взамен
Живых и богом данных сил,
Себя средь этих мертвых стен
Скелетами ты окружил?»


[38.12] В готических соборах витражи радуют только в солнечный день, в пасмурный они жутки. Фауста тошнит от витражей.

[38.52] Чернильница с гусиным пером - издевка. Она будет царапать писательскую совесть Мастера, потому что он уже не может писать.

Обещание цветущего вишневого сада. Вишни цветут в мае. Май в романе.
Первые строчки:
"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина".
Действие происходит, вероятно, в мае.
Общая боль у всех персонажей - все хотят что-то забыть. Май - когда маялась Мастер и Маргарита - с ними всегда. Вечно цветущий сад никогда не плодоносит - намек на бесплодие Маргариты и творчество Мастера.
Профанация.
Мастер окажется в очень неприятном месте.

[41.04]
Зачем Булгакову такая сложная картинка?
Логический прием в полемике. Доведение до абсурда. На время соглашаешься с человеком и показываешь, что если он прав, то последуют такие-то недопустимые выводы. Т.о. Булгаков критиковал безбожный СССР, но не мог делать это публично. С т.з. Булгакова: "Предположим вы [СССР] правы, что тогда будет".
Цитата Цоя: "Если есть тьма, должен быть свет". Тьма в романе показана прекрасно, она не всесильна, а, значит, есть свет. Ссылка на Бердяева [не нашел] о "могущественном зле в этом мире" как обосновании существовании света.

Recent Posts from This Journal

promo step_bg february 3, 2015 11:32 27
Buy for 30 tokens
МАВЗОЛЕЙ м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник. [т.сл. В.Даля ] Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausoléion), монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе [БСЭ]. С древних…
Вами проделана серьезная работа. А для чего?
В последнее время вокруг поднимается дискурс о "Мастере и Маргарите", в частности, в Свердловске прошли две серьезные лекции (http://artemijv.livejournal.com/430382.html). В одной из них ссылались на эту лекцию Кураева. Вдобавок, у нас, в Саратове ближайшая встреча литературного клуба также будет посвящена данному произведению. Можно сказать, веду подготовку к встрече клуба:)